Бельгийский тяжеловоз брабансон. Бельгийский тяжеловоз

История породы

Брабансон (Brabant, Belgian horse, Бельгийский тяжеловоз) – одна из древнейших европейских пород-тяжеловозов, известная в Средние века как "Фландерская лошадь". Брабансона использовали для селекции таких европейских пород, как: cуффольк, шайр, а также, предположительно, для улучшения ростовых качеств ирландского тяжеловоза. Считается, что порода Брабансон изначально произошла от местных бельгийских пород, отличавшихся небольшим ростом: они были до 140 сантиметров в холке, но отличались выносливостью, подвижностью и крепким костяком.

Главным регионом разведения породы была бельгийская провинция Брабант (Brabant), от чьего названия и пошло уже название породы, однако важно отметить, что бельгийская лошадь также разводилась и во Фландрии. Благодаря своей выносливости и трудолюбию, Брабансоны, несмотря на использование в качестве кавалерийской лошади, все равно оставались преимущественно ломовой, тягловой породой.

Бельгийский тяжеловоз принадлежит к одной из самых лучших и исторически самых важных пород тяжелых лошадей, а также к наидревнейшим породам в мире.

В средние века предков этой породы называли "большие лошади". Они несли на себе тяжеловооруженных рыцарей в бой. Известно, что подобные лошади существовали в этой части Европы еще во времена Цезаря. Греческая и римская литература изобилует упоминаниями о бельгийских лошадях. Но слава бельгийской породы, называемой также фламандской лошадью, была поистине огромной в Средневековье (бронированные бельгийские воины использовали её в крестовых походах на Святую землю).

С конца XIX века порода разделилась на три главные линии, существующие и по сей день, отличающиеся друг от друга и по экстерьеру, и по происхождению. Первая линия – Gros de la Dendre (Грос де ла Дендре), была основа жеребцом Оранжем I (Orange I), лошади этой линии отличаются могучим телосложением, гнедой мастью. Вторая линия – Greysof Hainault (Грейс оф Эйнау), была основана жеребцом Байярдом (Bayard), и известна чалыми (серый с примесью другой масти), серыми, булаными (рыжые с черными или темно-бурыми хвостом и гривой) и рыжими лошадьми. Третья линия – Collossesde la Mehaigne (Колос де ла Майне), была основана гнедым жеребцом, Жаном I (Jean I), и лошади, пошедшие от него, славятся чрезвычайной выносливостью, силой и необычной крепостью ног.

В Бельгии эта порода была объявлена национальным наследием, или даже национальным сокровищем. Например, в 1891 г. Бельгия экспортировала жеребцов в государственные конюшни России, Италии, германии, Франции и Австро-Венгерской Империи.

Высокая механизация сельскохозяйственного труда несколько снизила спрос на этого великана, известного своим ласковым нравом и огромным желанием работать. Бельгийский тяжеловоз пользуется спросом в ряде областей Бельгии и в Северной Америке.

Особенности экстерьера породы

Современный Брабансон – этокрепкая, высокая и сильная лошадь. Высота в холке в среднем составляет 160-170 сантиметров, однако встречаются и лошади с ростом 180 сантиметров и выше. Средний вес лошади этой породы составляет от 800 до 1000 килограмм. Строение тела: маленькая простоватая голова с умными глазами; короткая мускулистая шея; массивное плечо; короткое глубокое компактное туловище; мускулистый сильный круп; короткие сильные ноги; твердые средней величины копыта.

Окрас преимущественно рыжий и золотисто-рыжий с черными отметинами. Можно встретить гнедых и белых лошадей.

Применение и достижения

Брабансон – чрезвычайнопопулярная фермерская лошадь, и до сих пор используется как рабочая ломовая лошадь. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом.

Жеребцы из Бельгии импортировались во многие страны Европы для того, чтобы разводить тяжелых лошадей для производственных и сельскохозяйственных нужд.

В конце XIX века возрос спрос на эту породу. Это произошло после нескольких успешных побед Бельгийских тяжеловозов на крупных международных состязаниях. Сын Оранжа I, жеребец Бриллиант (Brilliant), завоевал победу в 1878 году на международном чемпионате в Париже, а также блистал следующие несколько лет в Лилле, Лондоне, Ганновере. А внук основателя линии Gros de la Dendre, жеребец Реве Д"Орм стал в 1900 году чемпионом мира, а еще один представитель этой линии – суперчемпионом.

Кстати, одна из самых тяжелых лошадей в мире относится как раз к породе Брабансон – это Бруклин Суприм (Brooklyn Supreme) из города Огден (Ogden), штат Айова (the State of Iowa) – гнедо-чалый жеребец, чей вес составлял 1440 килограмма, а высота в холке достигала почти двух метров – 198сантиметров.

Кроме того, в этом же штате, в начале XX века, был продан за рекордную сумму еще один Брабансон – семилетий жеребец Балагур (Farceur). Его продали за 47 500 долларов на аукционе.

Бельгийская теплокровная лошадь произошла в Бельгии, но распространена она помимо родины в других странах Европы и США. Бельгия граничит со странами, богатыми традициями разведения лошадей, из Германии, Франции и Голландии сюда всегда поставляли бельгийских жеребцов высшего уровня для спорта и различных шоу.

Привезенные жеребцы с примесью верховой чистокровной стали основой бельгийской теплокровной породы.

Лошади этой породы всего за несколько лет добились больших успехов в конном спорте. Бельгийских лошадей разводили в Брабанте – плодородной равнинной местности, которая словно предназначена для коневодства.

Экстерьер бельгийских теплокровных лошадей

Тип породы мезо-долихоморфный. Масть может быть гнедой, вороной, рыжей, серой и темно-гнедой. Окрас всегда насыщенный. На морде и ногах нередко имеются пятна белого цвета.

Голова средней величины, лоб широкий. Профиль прямой или «бараний». Глаза крупные, глубокие, уши прямые и длинные. Шея тоже длинная и сильная, холка мощная. Высота в холке достигает 1,64-1,68 метров.

Круп длинный, спина прямая. Хвост имеет высокий подъем. Живот глубокий и широкий, грудь мощная, развернутая. Ноги с хорошо развитой мускулатурой прекрасно поставлены. Предплечья мощные и длинные. Скакательные суставы располагаются под правильным углом. Копыта закругленные, защищены роговым упругим покрытием.

История породы бельгийской теплокровной

Эту породу получили в 50-х годах. В это время проводились работы по скрещиванию гельдерлендской породы с породами упряжных лошадей, которые имеют довольно легкий тип. Результатом этого стал верховой конь, компактный, но при этом тяжелый, не слишком атлетический, с медленным ходом и хорошим характером.


В 1960-х года из Франции экспортировали арабов, першерона и французского селля, из Германии привезли голштинскую породу, из Голландии – голландскую теплокровную. Заводчики смешали все эти крови и получили породу, близкую к французскому селль. Новая порода получилась со спокойным, покладистым характером, уравновешенная и смелая. Движения у лошадей были отточенными и свободными.

Большая часть современных жеребцов бельгийской породы родилась в Бельгии, все они прошли серьезный отбор, где проверялись их способности, показатели здоровья и атлетические свойства. Особое внимание уделяется кобылам. Для получения спортивных способностей, необходимо, чтобы таковые имелись у обоих родителей, а это выявляется при демонстрации на поле, поэтому селекционные работы происходят прямо на тренировках. При этом проводится экзамен на характер, ход и поведение лошадей.


Селекция лошадей в Бельгии находится на пике роста, лошади из этой страны пользуются спросом во всем мире.

Использование бельгийских теплокровных лошадей

В стране имеется 2 ассоциации: SBS и BWP, занимающиеся бельгийскими теплокровными. Успех породы обязан этим организациям. Организация SBS была первой, ее образовали с целью поставки лошадей для армии. Эта ассоциация была довольно закрытая, и не все коннозаводчики могли вступить в нее. Ее работа направлена на то, чтобы оставаться ассоциацией не производителей, а всадников.

Ассоциация BWP была основана крупной финансовой бельгийской компанией Boerenbond. Она наиболее полно представляет бельгийское разведение лошадей.

На сегодняшний день между данными организациями практически не возникает конфликтов, и можно даже говорить об их единой деятельности. Известность получают жеребцы обеих ассоциаций, а коннозаводчик может записать свою лошадь в любую из них.


Одним из лучших лошадей организации SBS был Оксо, который выиграл Международное Гран-При и Гран-При на Кубке мира. Также прославились такие лошади, как Принс Драм, Пти Па де Помьер, Арабиан и Стереден де Сант Эрмель.

Лошади BWP не менее известны, например, в выездке призовые места занимали Абнер, Квариман, Ренцо и Данте де Шенемон, а в конкуре – Брит и Чита. В прыжках через препятствия одерживали победы многочисленные лошади этой организации, но самая большая известность досталась Биг Бену, который дважды выигрывал на Кубке мира в Тампе и Гетеборге.

Бельгийская рабочая лошадь - одна из самых красивых и заслуживших своё место в истории тяжёлых лошадей в мире, древняя бельгийская рабочая порода тесно связана с Арденами. В середине века её называли фландской лошадью, и она сыграла большую роль в выведении нескольких знаменитых пород тяжеловозов, включая шайров, суффольк-панчей и особенно клейдесдалей. В наши дни бельгийских рабочих часто называют брабансонами по названию местности в Центральной Бельгии, где их разводят.

За долгие годы селекционеры с помощью строгого отбора и близкородственного размножения довели эту породу до совершенства. Короткая шея, мощные плечи, короткие ноги, объёмный корпус и мощный круп в сочетании с самым добронравным из темпераментов составляют гармоничный образец идеальной тяжёлой лошади для работы на земле, и нет более прекрасного зрелища, чем наблюдать за парой этих великолепных животных, запряжённых в повозку с пивными бочками.

Несмотря на повсеместную механизацию, эти смирные гиганты, славящиеся своим спокойным нравом и трудолюбивостью, до сих пор довольно часто встречаются во многих районах Бельгии и ценятся в Северной Америке.

Бельгийские рабочие лошади имеют высоту в холке 168-173 см. Масть преимущественно рыже-чалая с чёрными конечностями, рыжая или соловая. Также встречается гнедая, саврасая и серая.

Экстерьер

Самая распространенная масть - чалая, особенно в «винной» версии, но встречаются также рыжая и гнедая. В брабансоне можно увидеть также буланую, соловую и серую. У светлых лошадей (чалая, соловая и буланая) на ногах имеются чулки из длинного, темного волоса.

Голова не очень большая пропорционально общему объему, выразительная, довольно продолговатая, с широким лбом, прямым или слегка приплюснутым профилем; ганаши мускулистые и выступающие, уши прямые, маленькие и широко расставленные, глаза тоже маленькие, мягкие и выразительные, с выпуклыми орбитами, губы толстые и мясистые, ноздри широкие. Шея сильная, короткая и крепкая, широкая в основании, дугообразная, хорошо поставленная. Спина мощная, мускулистая, длинная.

Холка низкая и широкая, спинопоясничная линия короткая, спина часто прогнувшаяся, поясница широкая, короткая и солидная. Круп очень развитый, закругленный и двойной, с хорошей постановкой хвоста. Грудь развернутая и массивная, живот широкий и глубокий, с широкими, закругленными ребрами.

Ноги довольно короткие, с широкой, крепкой артикуляцией, обладают большой выносливостью: предплечья мускулистые и могучие, пясти широкие в диаметре и крепкие; скакательные суставы толстые и широкие, с хорошим углом сгиба, сухожилия плотные и сухопарые. Бабки короткие и покрытые, как и путовые суставы, пышными челками. Копыта большие, круглой формы, немного плоские, с рогом светлого оттенка, довольно хрупким.

Провинция Намур, холмистая местность, по которой протекает Моза и несколько ее притоков (Самбр и Лесс), - это территория, где находят множество свидетельств эпохи плейстоцена, когда, вероятно, и произошла встреча человека с лошадью. Были обнаружены остатки скелетов лесных лошадей, имевших грубое, тяжелое телосложение, толстые, короткие ноги, рост около 1, 52 м. Греческая и римская литература изобилуют упоминаниями о бельгийских лошадях. Но слава бельгийской породы, называемой также фламандской лошадью, была поистине огромной в Средневековье (бронированные бельгийские воины использовали ее в Крестовых походах на Святую землю). Завезенная в Англию, она послужила развитию породы шайри повлияла на другие английские породы тяжеловозов, как, например, клейдесдаль и суффолк-панч. В Ирландии оказала влияние на упряжную ирландскую породу.

Порода бельгийская рабочая развивалась, подразделяясь при этом на подвиды, каждый из которых формировался в соответствии с определенной географической местностью. Маленькая бельгийская, называемая также арденская бельгийская, характерна для северо-запада страны; средняя, или кондроз, разводится в одноименном регионе, расположенном вдоль правого берега Мозы; большая, или брабансон, самая распространенная и знаменитая: зоны ее разведения - Фландрия, области Анверсы, Лимбурга, Брабанта и Люксембурга. В 1870 году была утверждена классификация, согласно которой бельгийская рабочая была поделена на три определенные группы в соответствии с тремя линиями крови породы.

В конце прошлого века различались три типа брабансонов, каждый из которых представлял различную племенную линию. Потомки знаменитого Оража I составляли линию Гро де ля Дандр и были преимущественно гнедой масти. Жеребец по кличке Байяр стал основателем линии Гри дю Эйно серой, рыже-чалой и соловой масти. Третья линия, Колосс де ля Механь, пошла от гнедого жеребца Жана I. Сегодня потомки всех трёх линий проходят под общим названием бельгийских рабочих, или брабансонов.

Использование

Лошади этой породы целыми днями работают с человеком: их называют просто «гаман» (или «гамин», если женского рода), что значит «сынок/дочка». Такое прозвище дают своим рабочим лошадкам рубщики леса.

Работа на лесопилке, переходящая от отца к сыну, еще имеет место в лесах Бельгии, Франции, Голландии и Северной Германии.

Обучение лошадей для лесоводства длится несколько лет: нелегко тащить сквозь лесную чащу стволы весом более 5 центнеров и длиной 5-10 м.

Занимающаяся этим трудом лошадь представляет собой удивительное зрелище: у нее нет поводьев, а только хомут, чтобы тянуть ствол, он реагирует на простые устные команды, демонстрируя спокойствие, желание работать и большое внимание.

Бельгийская рабочая лошадь (La cheval der trait Beige) - наиболее распространенная тяжеловозная порода лошадей. Выведена она в Бельгии и оттуда широко распространилась по многим странам мира. Ее предками считают древних лошадей Бельгии. Разводились бельгийские рабочие лошади без значительного влияния других пород.

Тип и размеры бельгийских лошадей с течением времени изменялись под влиянием различных требований к качеству лошади. Так, в первые века нашей эры это были мелкие (145-148 см. высоты в холке), но довольно широкотелые лошади, использовавшиеся под верх. В средние века из них создали довольно крупных рыцарских лошадей (155-165 см. высоты в холке). В XIX веке они постепенно были превращены в крупных и мощных рабочих лошадей (тяжеловозов) под влиянием быстро развивающихся городов и промышленных центров, а также сельского хозяйства, в котором вводилась плодосменная система, требующая более глубокой вспашки. Богатые сенокосы и пастбища низменной части Бельгии, а в дальнейшем, с развитием сельского хозяйства, высококачественное сено из сеяных бобовых трав позволяли обеспечить лошадей хорошими кормами и в довольно короткий срок укрупнить и утяжелить их. Постоянное использование лошадей на тяжелых работах и со сравнительно раннего возраста (1 1 / 2 лет) способствовало выработке у них хороших рабочих качеств.

Широкое признание бельгийские тяжеловозы получили в конце XIX века, после того, как в 1878 г. на Международной выставке в Париже жеребец Брийан 708, сын Оранжа I, получил первый приз по группе тяжеловозов. Этот успех был закреплен на Парижской выставке 1900 г., когда внук Оранжа I, Рэв д"Ор, был признан всемирным чемпионом по группе тяжеловозов.

Развитие капитализма в этот период в ряде стран и внедрение капитализма в сельское хозяйство вызвали усиленный спрос на крупную рабочую лошадь. Под влиянием такого спроса в Бельгии стало широко развертываться производство племенных лошадей, рассчитанное в значительной степени на экспорт, и оформляться современный тип бельгийского тяжеловоза.

До конца XIX века в Бельгии различали породы: фламандскую (фландрскую), брабансонскую, арденскую. В дальнейшем все эти породы были поглощены брабансонами и объединены в одну породу - бельгийская рабочая лошадь - с общим студбуком. Однако некоторые отличия в типе лошадей наблюдаются до сего времени, особенно между лошадьми, выращенными в горной части Бельгии (Арденнах), характеризующейся более суровым климатом, худшими почвами и менее богатым травяным покровом, и лошадьми Фландрской низменности, с более плодородными почвами и хорошими лугами.

На выставках в Бельгии выделяют четыре группы лошадей: 1) большого роста - жеребцы более 165 см. высоты в холке и кобылы более 161 см.; 2) малого роста - лошади с меньшими промерами; 3) ардены (жеребцы - 160 см., кобылы - 157 см.), рожденные в Арденнах, и 4) ардены, рожденные не в Арденнах. Ценность призов по группам арденов вдвое меньше, чем по первым двум группам лошадей, что показывает, в каком направлении ведется племенная работа в коневодстве Бельгии.

Главнейшими методами улучшения тяжеловозов в Бельгии были: во-первых, массовый отбор лучших жеребцов-производителей путем ежегодных осмотров их экспертными комиссиями; во-вторых, ежегодные выставки, проводимые как в центре, так и в провинциях, с премированием лучших лошадей, которые в дальнейшем широко использовались в племенных целях; в-третьих, обильное кормление разнообразными кормами (овес, отруби, мелясса и другие отходы технического производства, бобовое сено, солома, корнеплоды) и, наконец, широкое использование на различных (в том числе тяжелых) работах, с приучением к ним лошадей с раннего возраста. Этими методами удалось в сравнительно короткое время устранить у бельгийских тяжеловозов ряд экстерьерных недостатков, выработать у них хорошие рабочие качества и повысить их однотипичность.

Однако в дальнейшем, под влиянием возраставшего спроса на племенную лошадь в основном для экспорта, который в 1910 г. достиг 14% общего числа тяжеловозов Бельгии, здесь стали стремиться к выращиванию выставочной лошади для продажи. В связи с этим изменились и методы племенной работы. Основное внимание стали обращать на выращивание более крупной и массивной лошади "выполненных форм", а чтобы добиться этого, нужно было по возможности освобождать лошадей от работ и обильно кормить сочными кормами. Такое изменение в методах племенной работы повело к изменению типа лошади. Большая часть премированных за последние десятилетия лошадей, особенно чемпионы, по типу скорее походили на мясных животных, чем на рабочих лошадей. Широкое использование в племенных целях этих лошадей должно было неизбежно вызвать изменение типа и качества всей породы.

В Бельгии тяжеловозы разводятся преимущественно в крестьянских хозяйствах. Углубленной селекционной работы с ними не проводилось, о чем, в частности, говорит то, что в первые 22 тома студбука записано 80,2% кобыл с невыясненным происхождением и даже водном из последних томов (38-м) таких кобыл было 5%. Студбук до сего времени не закрыт.

Наибольшую известность и распространение в Бельгии получило потомство Юпитера 126, рожд. 1880 г. (сын брабансона Оранжа I), главным образом через его сына Брен д"Ор 7902 и внука Эндижен дю Фосто 29718. С 1889 по 1914 г. из 26 чемпионов породы 17 принадлежало к потомству Юпитера 126, в том числе 10 через Брен д"Ор. С 1919 по 1939 г. из 20 чемпионов 17 относилось к потомству Эндижен дю Фосто, в том числе 15 через его внука Альбион д"Ор 23/1892. В 1938 г. около трети жеребят, занесенных в студбук, было получено от потомков Альбион д"Ор, причем около 2 / 3 через его сына Авенир д"Эрс и сыновей последнего.

В экстерьерном отношении бельгийские тяжеловозы характеризуются широкой, сухой головой, толстой, короткой шеей, короткой, широкой холкой, немного мягкой, но широкой, короткой спиной, округлыми ребрами, мускулистой поясницей, спущенным раздвоенным крупом. Окорок округлый, мускулистый, но часто мало спускающийся к скакательному суставу. Костяк могучий, суставы хорошо выражены, мускулатура мощная, но сырая, с наклонностью к отложению жира. Копыта не всегда достаточно хороши по качеству рога. Лошади из группы "большого роста" наиболее массивны и сыры, из группы "малого роста" - значительно суше, а "ардены" - сухие и облегченные. Ведущей группой в породе является первая; все чемпионы породы в Бельгии принадлежат к ней.

Данных о средних промерах тяжеловозов в Бельгии нет. Промеры бельгийских тяжеловозов, бывших на выставках в Германии в 1909-1914 гг., и лошадей, ввезенных в СССР в 1925-1928 гг., характеризуются следующими показателями (табл. 21):

Помимо Бельгии, наибольшее распространение бельгийские тяжеловозы получили в Германии, Швеции, Голландии и Дании, причем в двух последних странах они по типу и происхождению почти не отличаются от тяжеловозов, разводимых в Бельгии.

Немецкая "холоднокровная" лошадь

(Deutsche kaltblut Pferde. )

Планомерная работа по утяжелению лошадей в Германии началась с половины XIX века. Так же как в Бельгии, при разведении тяжеловозов здесь использовали обильное кормление со значительным содержанием в рационах сочных кормов (в частности, картофеля) и бобовых трав. Укрупнение лошади шло в тесной связи с интенсификацией сельского хозяйства и увеличением в хозяйствах кормов. Племенные лошади использовались на работах.

В Германии процент "холоднокровных" лошадей (так там называют лошадей тяжеловозного типа) с начала XX века систематически повышался. В 1898 г. таких лошадей было 28,2% ко всему поголовью племенных лошадей, в 1928 г. - 48,9%. В 1937 г. холоднокровными жеребцами было покрыто 57,9% кобыл, пущенных в случку.

Тяжеловозы Германии были созданы на основе местных лошадей путем скрещивания их с различными породами: датскими тяжеловозами, шайрами и клейдесдалями (которые в дальнейшем были вытеснены бельгийскими тяжеловозами) и, наконец, со своими рейнскими тяжеловозами.

В первые десятилетия XX века около 80% экспорта лошадей из Бельгии шло в Германию.

Разведение тяжеловозов в Германии началось прежде всего в Рейнской провинции, богатой лугами и ранее других провинций приступившей к интенсификации сельского хозяйства. В дальнейшем тяжеловозы широко распространились по всей стране, и к 1937 г. больше всего их было в Баварии, Вестфалии, Рейнской провинции, Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне.

В зависимости от различий в маточной основе, на которой использовались тяжеловозные жеребцы, а также условий воспитания, кормления и содержания племенных лошадей, в типе тяжеловозов, разводимых в отдельных провинциях Германии, имеются некоторые отличия.

Наиболее крупные и массивные лошади были созданы в средней полосе Германии, от Вестфалии и Рейнской провинции на западе до Померании на востоке. В этих провинциях лошади в общем близки по типу к бельгийским тяжеловозам, но грубее их по сложению.

Более сухие лошади созданы на северо-западе и юго-западе. В южных горных районах Баварии и в других пограничных областях разводились легкие типы тяжеловозов - норийские лошади, имеющие некоторое сходство с нашими русскими арденами (оберлендеры и другие породы), и пинцгауеры - одна из старинных тяжеловозных пород средней массивности. Тяжеловозы Шлезинга почти идентичны с датскими (ютландскими) тяжеловозами, которые в большом количестве ввозились в эту провинцию из Дании.

Более породны и консолидированы рейнские тяжеловозы, имеющие наибольшую родственную связь с бельгийскими тяжеловозами. От бельгийских тяжеловозов рейнские и близкие к ним по типу тяжеловозы других провинций отличаются лучше развитой грудной клеткой, большей костистостью и сыростью, а также общей грубостью сложения, но одновременно лучшими движениями. Наиболее распространены масти рыжая, рыже- и гнедо-чалая и гнедая.

В большинстве провинций было принято обрубать хвосты у лошадей. Во всех провинциях до войны проводилось таврение племенных лошадей, а в отдельных провинциях - выжигание номеров по студбуку или заводской книге.

В Германии были созданы свои линии. К 1940 г. в Рейнской провинции большое распространение получило потомство Лотара III из группы Оранжа I, но не через Юпитера 126, а через Букана. 58,7% кобыл, записанных в студбук в 1940 г., относилось к потомству этого жеребца. Второе место занимало потомство знаменитого в Бельгии Альбион д"Ор 23/1892, к которому относилось 33,7% жеребцов, показанных на выставках 1940 г. (потомство Лотара III среди них составило 44,7%).

Конь по назначению тяжеловоз – крупное массивное животное, которое благодаря своему строению тела и наличию сильно развитых мышц способно тянуть большие грузы. Еще буквально лет 70 назад именно такие лошади очень ценились, так как без них не обходился ни один вид сельских полевых работ. С внедрением автоматизации тяжеловозы утратили свою необходимость, но их любителей не стало меньше. Какие породы тяжеловозов популярны и где они используются, поговорим уже сейчас.

[ Скрыть ]

Русский красавец Владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз как одна из самых известных отечественных пород рабочих лошадей и после развития механизации не утратила популярности. Очень красивые нарядные кони все чаще появляются в частных конюшнях в качестве излюбленных любимцев. И пусть они создавались для выполнения тяжелых сельхоз работ, Владимирские красавцы прекрасные и в повозке, и под седлом.

Происхождение

Свою историю порода начала в середине 20 века и была впервые зарегистрирована в отечественной племенной книге в 1946-м году. После окончания Великой Отечественной войны, восстанавливая сельское хозяйство, потребовалась сильная универсальная рабочая лошадь. Как раз тогда и удовлетворил все потребности фермерства.

Внешний вид

Владимирский тяжеловоз по праву считается представителем самой крупной тяжелоупряжной отечественной породы. Их вес колеблется от 900 до 1200 кг, при этом внешне Владимирцы не грузные и не громоздкие. Конституция Владимирского тяжеловоза крепкая, но в отличие от других подобных пород сухая. Массивный корпус гармонично сочетается с длинными крепкими ногами. Шея у лошадей мускулистая, хорошо сформированная, переходит в широкую грудь и достаточно высокую холку.

Особого шарма коням придает пышная грива, длинный хвост и объемные щетки на ногах.

Брабансон или Бельгийский тяжеловоз

Бельгийская тяжеловозная достаточно популярная рабочая порода не только в Бельгии, но и в других европейских странах. При этом это единственная лошадь тяжеловоз, которая была выведена в Бельгии. Их любят за кроткий нрав и особое дружелюбие к людям.

Происхождение

Брабансон – древняя порода, упоминания о которой находят еще во времена Цезаря. В то время такие тяжелые лошади использовались в основном в армии для перевозки тяжелых пушек и снарядов. Однако, в 15 веке стране нужны были более легкие и маневренные кони, поэтому породу скрестили с рысаками. Новый виток истории Брабансонов начинается в 19 веке, когда опять потребовались мощные лошади для выполнения тяжелых работ. Порода была зарегистрирована в 1866 году.

Внешний вид

Бельгийский тяжеловоз – это коренастая, но не очень крупная лошадь с мощным корпусом. Шея короткая, небольшая относительно тела голова имеет широкую морду. Важная особенность – это хоть и достаточно короткие, но очень сильные ноги. Развитые суставы и большие крепкие копыта позволяют коням выполнять сложные работы и быть выносливыми в движении. Об этом смотрите на видео автора Robert Piessens.

Бельгийские кони очень скороспелы и при правильном развитии уже на второй год жизни могут в полную силу выполнять все тяжелые работы.

Тинкер или Цыганская упряжная

До недавнего времени мало кто знал об этой породе, однако, за последние года необычная внешность и нарядный вид сделали ее очень популярной и дорогой. Официальное название породы - «Упряжная цыганская» или «Тинкер». Важно помнить, что слово «тинкер» в самой Ирландии является оскорблением в отношении цыган. Поэтому у себя на родине Тинкеры именуются как Ирландский коб, что означает крепкую, коренастую, массивную лошадь.

Происхождение

О том, что кочевая цыганская жизнь всегда была связана с лошадьми, знают все. Однако, так как они никогда не ведут племенных книг, исторических достоверных сведений о том, когда выведена порода, очень мало. Вероятнее всего, эти лошади произошли от многих скрещиваний местных и привезенных цыганами лошадей. По одной из версий, это произошло в начале 15 века, когда цыгане пришли на Британские острова. Среди предков цыганских Тинкеров называют Шайров и Клейдесдалей.

Внешний вид

Пожалуй, главная особенность всех Тинкеров – это их пегая масть. Раньше это считалось пороком, а цыгане могли себе позволить только дешевых непопулярных в Европе пятнистых лошадей. Сегодня это уже достоинство породы.

Современный Ирландский коб – хорошо развитые, крепкие, мускулистые лошади. У них удлиненный корпус, грубоватая массивная голова, короткая шея, прямая спина и мощный круп. Украшают их пышная грива и хвост, длинные фризы на ногах.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Новоалександровский тяжеловоз - гордость коневодов Украины

В середине прошлого века на территории бывшего СССР появилась еще одна хорошая порода лошадей тяжеловозов. Массивные, развитые и энергичные Новоалександрийские кони сразу полюбились фермерам. Кроме того, они показали хорошие результаты в плодовитости и выносливости.

Происхождение

Родиной этой породы является Полтавская область. Получен Новоалександровский тяжеловоз был на основе сложной селекции путем скрещивания Першеронов, Арденов и Брабансонов. Особенную роль в становлении породы сыграли именно Бельгийские тяжеловозы. В 50-х годах прошлого века для усовершенствования работоспособности и силы Новоалександрийские тяжеловозы были повторно скрещены с европейскими породами. И официально зарегистрированы в племенной книге.

Внешний вид

Многим может сперва показаться, что эти кони чересчур массивные и грузные, но это не так. Они достаточно грациозны, обладают хорошими движениями, пропорциональны и гармоничны. Небольшой рост, но очень сильные крепкие ноги делают тяжеловозов выносливыми. Также у них короткая, но массивная шея, очень крепкая спина и круп, небольшая сухая голова.

Литовский красавец

Литовский тяжеловоз менее популярен и менее известен в нашей стране, но породу часто используют в странах ближнего зарубежья. При этом не только для сельских работ, но и для производства молока и мяса. Отменная плодовитость, хороший иммунитет и выносливость – эти главные качества контролируются государственной конюшней.

Происхождение

На территории Литвы долгое время жили выносливые, стойкие к холоду - Жмудские. В 16 веке этих коней стали одомашнивать и использовать на фермах. Когда в 19 веке в Литве резко возросла необходимость обработки земель, селекционеры решили на основе уже существующих Жмудских коней вывести новую рабочую породу. Селекция велась на основе скрещивания Жмудских и Шведских лошадей.

Внешний вид

Литовский тяжеловоз – это крепкая, красивая, очень мускулистая лошадь. По стандарту породы литовцы не должны быть грубыми и косолапыми, а их особенностью должна быть крепкая спина и гармоничная голова. Грудь глубокая, короткие ноги, пышный хвост и грива. Допускается саблистость и иксообразная постановка задних ног.

Фотогалерея

Видео «Необычайная красота Тинкеров»

В этом видео предлагаем насладиться красотой в полной мере (автор видео - Саша Христов).