Как определить, где лево — где право. Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве. Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка отличать лево и право.

Сразу наберитесь терпения, так как процесс обучения, скорее всего, займет не один день. Как показывает практика, у детей возникают сложности с запоминанием этих понятий (интересно, что понятия «верх», «низ» и «вперед», «назад» запоминаются куда быстрее).

Как научить ребенка отличать лево и право?

Насколько советом о том, как научить ребенка отличать лево и право:

  1. Начать обучение стоит с объяснения того, где у ребенка левая , а где правая рука . Чтобы ему было легче запомнить, дайте ему самую очевидную ассоциацию: «Правая/левая рука – это та, которой ты держишь ложку». Или еще один из вариантов запоминания – завязать на одну руку браслетик.
  2. Когда первый этап пройден, можно приступать к изучению других право и левосторонних объектов , но пока что на теле: уши, глазки, ноги. Объясните, что всё то, что находится на той же стороне, что и правая рука – тоже правое.
  3. Для лучшего запоминания можно петь специальные песенки и просить малыша делать то, что поется:

Ручку правую вперед,

А потом ее назад,

А потом ее вперед

  1. На следующем этапе переходим в пространство . Положите игрушки слева и справа от малыша и спрашивайте, с какой стороны находится мишка/кукла/мячик.
  2. В эту же игру играйте, когда гуляете. Обращайте внимание малыша на то, что, например, машина стоит слева от нас, а песочница — справа. Также обязательно комментируйте ваш маршрут: «Сейчас мы повернем налево и увидим парк».

Успехов вам в учении!

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

Формирование знаний и умений различать лево и право;

Развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

Воспитатель и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:

("Весёлые картинки", 1981, №11)

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Левая и правая (песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит (то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте снимем ленточки с рук и снова поиграем в игру, в которую мы играли сначала: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стихА. Барто « Барабанщик» , и ходит с детьми по группе.

Литература:

1. Весёлые картинки, 1981, №11.

2. Серия "Музыка с мамой" Сергей и Екатерина Железновы Пять поросят.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Как научить ребенка различать лево и право Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение различать право и лево, то есть ориентироваться в пространстве. Как показывает практика воспитания дошкольников, понятия «верх» и «низ» довольно легко усваиваются детьми. А вот на то, чтобы запомнить, где левая, а где правая стороны – ребенку потребуется не один день. Родители должны уже с трех лет активно учить ребенка таким понятиям, как «право» и «лево», чтобы в будущем у крохи не было проблем с письмом, счетом, спортом и другими видами умственной и физической деятельности. Как научить ребенка различать лево и право 1. Первым шагом на пути к успеху может стать умение ребенка различать, где находятся левая и правая рука. Поскольку мышление у малышей конкретное, рекомендуется создать у дошкольника ассоциации с другими предметами. К примеру, объяснить, что правая рука – та, в которую он берет карандаш или ложку. 2. Если путаницы с руками уже не будет, откройте ребенку еще один «секрет»: все, что находится со стороны правой руки – тоже правое. Например, ножка, глазик, ушко, щечка и т.д. 3. Важно также натренировать умение определять расположение предметов в пространстве, а не только частей тела. Для этого попросите ребенка, чтобы он положил игрушку справа от себя или спросите, какие предметы находятся по левую руку от него и т.д. 4. Такой же прием используйте, когда вы с ребенком гуляете на улице – обращайте внимание на предметы и объекты вокруг. Не забывайте комментировать увиденное. Например: «Смотри, какая красивая собачка бежит слева от нас. Видишь?» или «Какие яркие розы на клумбе справа от тебя цветут, вот это да!» 5. Во время прогулки не забывайте делать акцент на предстоящем маршруте – это тоже поможет ребенку научиться отличать право и лево. Если дорога сворачивает, опишите это словесно: «Осталось только повернуть налево – и мы уже почти дома». Через некоторое время можно усложнить задание – и поиграть в игру «Проводи меня домой», когда ребенок сам комментирует пройденный путь. 6. Изучать где правая и левая стороны – можно, делая практически что угодно. В повседневной жизни, например, открывая шкаф с вещами ребенка, вы можете поинтересоваться: «А где это твоя красная футболка? Вот же она, лежит слева от синих штанишек». Или попросите малыша вам помочь – дайте задание достать книжку с полки, которая находится с левой стороны. Точно также, собираясь в садик, говорите, что один ботинок нужно надеть на левую ножку, а второй – на правую. Благодаря этим упоминаниям ребенок сможет быстрее запомнить слова и их значения, которые помогут ему ориентироваться в пространстве. 7. Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга. К четырехлетнему возрасту родители должны научить ребенка понимать значение слов «правый» и «левый». Для того, чтобы малышу было легко отличать, где право и лево, используйте специальные игры и упражнения. Кроме того, существует множество детских стишков, которые помогут научить ребенка ориентироваться в пространстве.

Как быстро научить ребенка ориентироваться в пространстве? Как показывает практика, такие понятия, как «низ» и «верх» даются детям легко, а вот такие, как «лево-право» — сложно.

Знаете ли Вы, что когда-то давно, в царской армии у солдат, которые походили из крестьян, была большая проблема с понятиями «лево-право», они не различали этих сторон, поэтому руководить ими было сложно. Так вот командиры придумали, как решить этот вопрос. Они дали задание привязывать к ногам солдат пучки соломы и сена. Тогда команда звучала таким образом: «Сено-Солома». И солдаты перестали путаться. Но, время идет, и такие методы обучения нам не подходят. Сегодня солдаты браво выполняют все команды, не путаясь, поскольку уже с рождения учатся различать, где правая сторона, а где – левая. Эти знания важны для того, чтобы ориентироваться в пространстве, на уроках физкультуры и т. д.

Как научить малыша различать, где право, где лево?

1. Для начала нужно научить его ориентироваться, где правая рука, а где левая, а позже – нога. Удобно это делать, объяснив, что правая рука та, в которую он обычно берет ложку, карандаш, ручку.

2. Одевая кроху, комментируйте: эту штанину одеваем на правую ногу, а эту – на левую. Один ботинок одеваем на одну ногу (левую), а второй — на другую (правую).

3. В процессе приема пищи тоже можно комментировать: ложку мы держим в правой руке, а хлеб – в левой.

4. После того, как малыш разберется с тем, где у него правая рука, а где – левая, откройте ему еще один маленький секрет: все то, что находится с той же стороны, что и правая рука – находится справа, и наоборот. Например, глаз, ухо, щека и т. д.

5. Важно также научиться, не только определять части тела, но и положение предметов в пространстве. Для этого используйте специальные упражнения, например, дайте задание положить игрушку справа от себя. Спрашивайте, какие предметы находятся по правую сторону, а какие – по левую и т. д.

6. Учитесь не только дома, но и на улице. Обращайте внимание ребенка на то, что он видит справа от себя, а что – слева. Например, «Давай присядем на лавочку, слева от тебя». Либо так: «Посмотри, какие интересные качели находятся справа от тебя».

7. Гуляя по улице, делайте акцент и на маршруте. «Вот мы повернем направо и будем уже дома». «Для того чтобы попасть в магазин, нам нужно повернуть налево».

8. Ежедневно обращайте внимание ребенка на стороны лево-право. Например, спрашивайте: «Где ты положил свою любимую игрушку? Так вот же она, лежит справа от мяча». Попросите ребенка дать вещь, которая лежит слева от чего-то. Благодаря таким регулярным упоминаниям сторон, ребенок быстрее их запомнит.

9. Используйте для обучения различные игры, танцы, песенки, стишки, мультфильмы и видео. Например:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые позволят ребенку быстрее запомнить, где право, а где лево:

1. Игра «Лево-право»

Просим ребенка поднять вверх левую руку. Если он это делает правильно, даем ему в эту руку игрушку. Затем просим, чтобы он правой рукой дотронулся до правого глаза, уха, щеки, ноги и т. д. Потом наоборот.

2. Игра «Бравый солдатик»

В этой игре нужно выбрать командира. Им может быть как мама, так и ребенок. «Командир» «солдатику» должен давать различные команды, а тот — выполнять их. Команды могут быть следующими:
* Поднять вверх правую руку.
* Поднять в сторону левую руку.
* Закрыть правый глаз.
* Стать на левую ногу.
* Поднять вверх правую ногу и т. д.

Если в роли «командира» выступает малыш, можно ошибаться, чтобы он исправлял. Детям обычно нравиться исправлять действия взрослых.

3. Игры с мячом

Ребенок тоже учит такие понятия, как «верх-низ», «право-лево», «вперед-назад», и другие. Пусть он бросает и комментирует, либо дает задание, куда бросить другим игрокам.

Используя такие несложные игры и придерживаясь простых правил, Вы легко сможете научить малыша ориентироваться в пространстве и различать, где право, а где – лево.