Лошадь. Международный фонд исследования тенгри А татарские лошади умнее американских

Татарская порода лошадей почти канула в Лету. Её представителей древние китайцы называли небесными, потому что эти животные отличались быстрым ходом, они как будто летали. Великий хан Монгольской империи именно на татарской лошади покорял мир вместе со своей армией. Чем примечательна эта порода, рассказано в этой статье.

История породы

Считается, что на территорию современного Татарстана эти лошади попали из Европы. Это было очень давно – больше 2000 лет назад. Татары использовали коней для обороны и выполнения тяжёлой работы. Когда между китайцами и татарами возник конфликт, татарские лошади участвовали в военных операциях. Бои были очень жестокие. Китайские воины были поражены, насколько сильными и выносливыми оказались кони противника. Они описывали скакунов, называя их «небесными» за их бесстрашие и скорость.

Есть информация о том, что татарские лошади во время ожесточённых сражений помогали воинам, копытами затаптывая противника, они пускали в ход и зубы, нанося увечья. В старинных документах описано, что эти кони не боялись ни волков, ни медведей. При необходимости они могли вступить в схватку с дикими зверями, защищая наездника и себя.

Когда началась Великая Отечественная война, кони из Татарстана использовались в военных действиях. После окончания ВОВ лошади утратили популярность из-за развития механизации. Кроме того, на территории Татарстана был издан закон, запрещающий использовать лошадей как транспортное средство. К 1960 году порода почти исчезла с лица земли, однако в некоторых частных хозяйствах всё же разводили этих славных коней. Так удалось сохранить татарскую лошадь. Сегодня татары работают над тем, чтобы возродить древнюю породу, ведь с ней связана история народа.

Характеристики и особенности

Внешность у татарской лошади невзрачная. Кони низкорослые, телосложение сухое. На первый взгляд кажется, что животные слабые и хилые, но это впечатление обманчиво.

Основные характеристики:

  • рост в холке 133-135 см;
  • вес – 350-450 кг;
  • сухое телосложение;
  • конечности жилистые средней длины;
  • голова большая, профиль прямой;
  • ушные раковины аккуратные, стоячие;
  • цвет шерсти у кобыл преимущественно золотистый, а у жеребцов – тёмно-золотой, ближе к коричневому.

Как кобылы, так и жеребцы обладают недюжинной физической силой и выносливостью. У них хорошо развиты мышцы ног, благодаря чему животные способны преодолевать огромные расстояния без остановки.

Татарские кони умны и послушны. Они откликаются на команды наездника, ими легко управлять. Норов этим животным не присущ. Представители породы привыкают к хозяину и охотно подчиняются ему, а ещё они любят детей. Татарские кони подходят не только для верховой езды, их используют для выполнения сельскохозяйственных работ. Животные показывают хорошую работоспособность.

Внимание! За один день татарская лошадка способна пройти расстояние в 300 километров. Она может двигаться без остановки в течение 8 часов.

Плюсы и минусы породы

К достоинствам татарской лошади можно отнести следующие качества:

  • выносливость – особи не нуждаются в обустройстве тёплых конюшен, они легко переносят морозы и жаркую погоду;
  • бесстрашие;
  • покорность;
  • умение прокормить себя – животные способны добывать пищу из-под снега;
  • малое потребление корма (кони могут обходиться 1 килограммом сена в сутки);
  • основной естественный аллюр этой породы – иноходь.

Плюс породы — покорность

Несмотря на все преимущества древней породы, она имеет и некоторые недостатки. Рассмотрим их:

  • с возрастом повышается риск развития болезней суставов;
  • бывают проблемы с сердцем и обмороки;
  • у представителей этой породы часто воспаляются копыта;
  • животные нередко страдают от кожных заболеваний.

Зная о минусах татарских лошадей, важно обеспечить им хороший уход. После трудного дня владелец должен поливать её копыта прохладной водой, чтобы снять напряжение, очищать кожу, раз в неделю мыть гриву и хвост.

Внимание! Важно следить за состоянием копыт татарской лошади. При обнаружении первых признаков воспаления стоит обращаться к ветеринару.

Татарская порода достойна почтения. Эти животные проявили себя как бесстрашные и выносливые участники войн, они являются частью истории татарского народа. Многие заводчики сегодня заинтересованы в возрождении породы, однако на достижение этой цели нужны большие деньги.

30 сентября 2017 близ села Новый Кырлай Арского района Татарстана прошли конноспортивные соревнования на «Международный кубок стран СНГ». В забеге на короткую дистанцию в 2400 м соревновались лошади татарской породы. Порода татарская, но все призовые места завоевали наездники из Башкортостана.

К сожалению, у нас в республике в почете арабские и английские лошади. Их лелеют, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они и не являются нашей национальной гордостью. В Аравийском полуострове до 7 века тоже не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Островитяне стали заниматься скрещиванием, чтобы вывести породу, которая могла бы жить на жарких арабских землях. В течение сотен лет им это удалось. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более семи км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому у нас арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. К тому же содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750-м году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень не дешевое. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах и т.д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Но после трех лет скачек даже не знают, куда их потом девать.

В августе 2007 года лама Тывы Монгуш Лопсан Дожиевич пригласил меня в гости на народный праздник Республики Тыва «Надым». Как положено по тюркской традиции на празднике проводились скачки коней. Меня эти скачки заинтересовали, ведь тувинцы, хакасы еще до революции назывались минусинскими татарами, а их кони ничем не отличаются от наших. В основном это степные татарские кони. Вернувшись в Казань, я встретился с некоторыми депутатами, которые держат арабских, английских коней. Попробовал убедить начать возрождать своих татарских коней. Но не получилось.

В феврале 2009 года я привез из Башкирии двух шестимесячных жеребят и с тех пор они у меня. Они выросли и дали потомство – двух жеребят. Через два года ко мне приехал в гости Фарид Набиуллин из Бугульминского района. Увидев коней, он загорелся и сказал, что в их районе с древних времен в основном занимались разведением этой породы. И он решил возрождать татарских коней. Не откладывая дела в долгий ящик, он тоже поехал в Башкирию купил там более 50 жеребят татарской породы.

В августе 2011 года в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015 гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, русским и т.д. коням, а татарским — нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Для возрождения татарских коней в Татарстане их необходимо закупать в Туве, на Алтае, Казахстане и т.д. Здесь они вернут свое историческое название – “татарские кони”. Как в республиках Алтае, Туве, Казахстане, Киргизии, будем проводить в Татарстане конные бега (Байга) на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и стать национальным брендом.

Чтобы привлечь правительство к возрождению татарских коней, я предложил в подарок своего коня «Углан» президенту Татарстана Рустаму Минниханову с одним условием, если он сядет на него верхом на него на празднике Сабантуй. Рустам Нургалеевич пока думает.

Я надеюсь, что возрождение татарских коней начнет бурно развиваться. Мы надеемся увидеть на наших праздниках не только бега «байга» татарских коней на длинные дистанции, но джигитовку татарских парней на своих скакунах, национальные игры на конях, которыми богаты татарские традиции. Ведь все эти мероприятия давно проводят в Башкортостане. Поэтому у них и результаты хорошие.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. Продолжаю держать татарских коней. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. эры на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что означает «татары». Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии, территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) — кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя.

“Они появлялись на свет божий в седле лошади, умирали и погибали, сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Татарское слово «ир-ат» переводится дословно на русский как «мужчина-конь». Видимо было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и в знойную жару — такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разными. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (серебряной) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми.

Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе юргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта — они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они подбегают и начинают есть. Жеребец переходит на другое место и начинает вновь искать корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника и удар в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшим мастерством конного лучника считалось не только стрелять на ходу, но и повернувшись назад. Это было обычной тактикой татар — заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался догнать их. Татары при отступлении, будто при бегстве, разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто и как принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему десятки тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. 20 тысяч воинов со своими семьями чжурчжени (маньчжуры) и большая часть татар онгутов расселили в Поволжье, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские, северно-казахстанские степи и в Крым. В последствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падном походе. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами-онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овса принимают мало. Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней…” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько км. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство.

В 30-е годы под предлогом необходимости для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все республики, в том числе и в Татарстан, стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана большое поголовье лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя, что кони в современное время не нужны, перестали заниматься разведением лошадей. К 60-м годам XX века в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и само это название. Несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. А в 60-х годах века местным коням стали давать коды. Так, в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

« В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Р. Миниханову., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы, с тем условием, что он на нем проедет круг на празднике Сабантуй, и чтобы татарские кони, как татарский бренд, будет представлен на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газете «Звезда Поволжья» и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. По запросу Министерства сельского хозяйства Московский институт по коневодству в Рязани подтвердил, что это действительно жеребец татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012 2015 годы и на период до 2020 года». На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом к правительству Татарстана (в Госсовет и к президенту) с предложением включить в эту программу также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана поддержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих газетах, сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получил ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с Верховным Советом Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана о том, что для мясомолочной продукции есть много других пород тяжеловозных лошадей и для этого не надо заниматься селекцией татарских пород. А Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан целесообразно возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере от границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке – татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), современной Монголии и Южной Сибири была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось их расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР), в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии, далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называл Татарской степью. В течение многих тысячелетий татары (тюрки)-кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.


Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары-кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: «Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади». Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой боевой техники, к появления людей, способных приучить лошадь и подчинить своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного. И эти качества Запад и Восток оценил на себе. Татарское слово «ир-ат» переводится на русский как мужчина-конь. Видимо, было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и знойную жару, в дождь и ветер – такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2–3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2–3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени прежде всего необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладали темно-буланой мастью, точнее, светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади отличаются высокой плодовитостью. Грудь у них широкая, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135–145 см. По европейским стандартам, кони должны быть высотой 160–175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40–45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе иноходцы (юргалар), быстроходные и способны на протяжении 7–8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных. В день могут пробегать до 150–200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребает из-под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают кушать. Жеребец поев с ними, переходит на другое место и начинает вновь копать снег. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР), Северном Китае вдоль Китайской стены.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру) владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина, это «был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой Китайской стены». Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее, чжурчженьским государям. И Чингиз-хан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингиз-хана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках вошедших в ближайшее окружение он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингиз-хана подарил ему сотни тысяч татарских коней. Бату-хан в 1236 году, сидя на татарских (онгутских) лошадях, возглавил западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч с семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большую часть татар-онгутов расселили в Прикамье, Приуралье. Другая часть татар-онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. Впоследствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой Китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику, которая похожа с музыкой китайцев и монголов. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем и гербом города Казани. Татары-онгуты в Поволжье и Западном Казахстане разводили в большом количестве и татарских коней.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего, весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади. том III. М. Госиздат сельхозлитература. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько километров. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма: в день 1–2 килограмма овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая, поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать их в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5 – 6 килограмма овса и много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высоких европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках для тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называли - татарскими конями.

В 30 годы XX века, в период коллективизации, татарских коней под предлогом, что для колхозов нужны сильные лошади, пустили под нож. В советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились до сегодняшних дней.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, а в колхозы поступают трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И, что интересно, в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60-м годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название татарские кони. Уничтожение татарских коней, видимо, было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывна, связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет неполноценной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60-х годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

В 2010 – 2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах «Звезда Поволжья», «Ватаным Татарстан», и т.д в сайтах Татар Уян, на Казахском сайте Алтын Орда и т.д. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане – по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане Программе по развитию коневодства и конного спорта на 2013 – 2015 гг., на которую должны потратить 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и др. коням, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане необходимо закупать их в Туве, на Алтае, в Казахстане. Численность таких коней в Татарстане должна быть доведена до 5 тыс. голов. Тогда они вернут свое историческое название – «Татарские кони». И как на Алтае, в Туве, Казахстане, Киргизии можно в Татарстане проводить конные скачки – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было неплохо, если бы они участвовали бы на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у управляющей верхушки в почете арабские и английские лошади. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить коней, которые могли жить на жарких арабских землях. Им удалось вывести такую породу, которую назвали арабской. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30–35 градусов жары разжижают кровь, кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1–7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. То же самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднения есть с их продажей. Недостатком этих лошадей после 5 лет скачек является то, что не знают, куда их потом девать. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, а это означает, что в татарах еще жил дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. Еще в начале XX века в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению, из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней, хотя татарские кони сделали историю для татар. Татар выбили из седла и они стали обозниками. Телеги татары могут делать, а как делать седла забыли. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции. Мне самому пришлось ехать в Башкирию, чтобы купить там седла. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость татарские кони.

Безертинов Рафаэль.

Журнал «Түгәрәк уен» № 3. Казань. 2012 г.

На сегодняшний день животных данной породы осталось очень мало, можно сказать такие скакуны это уже живая история.

Особенности

Животные больше табунные, поэтому как в зимнее время, так и в летнее они могут искать и добывать еду себе сами. От обычной лошади татарская порода лошадей отличается своей проходимостью. Данная порода без проблем может преодолеть расстояние в триста километров.

На данный момент лошадей татарской породы в Татарстане можно сосчитать на пальцах рук. Впервые татарскую породу заметили китайцы в Средней Азии и назвали они их небесными конями. Так в исторических хрониках Китая можно встретить татарских скакунов под названием «небесная лошадь». Именно Чин Гиз Хан узнал и первым понял их существенное преимущество перед другими конями. Именно на такой породе он и покорял мир.

В 1930-х годах была коллективизация, поэтому данный подвид был уничтожен. Практически все были пущены на мясо. В Татарстан они же попали из Европы.

Характеристика породы

Подвид данных животных характеризуется низким ростом, в холке достигают 135см. Внешне татарская лошадь невзрачная, маленькая, на вид со слабым корпусом. Но на самом деле порода очень крепкая, конечности достаточно сильные. Данная лошадь очень выносливая, отлично подходят для хождения под седлом, слушают и подчиняются руке своего наездника, очень любят людей, маленьких деток. Татарские лошади всегда готовы работать.

Если вы завели данное животное следует следить за ее развитием с самого детства или с того момента как она у вас появилась. Обратить внимание следует на правильное формирование и развитие мускулатуры и скелета, это очень важно, потому как с возрастом суставы у лошади будут страдать. Также внимания требуют и копыта коня, они могут воспаляться. Также кожа коней требует надлежащего ухода, потому как лошади подвержены экземам, если следить за ними не должным образом. У данной породы наблюдаются проблемы связанные с сердцем, суставами, возможны даже обмороки.

История татарских коней

Пару тысяч лет назад татары воевали с китайскими войсками, были адские войны и тогда еще китайские ученые очень четко описали лошадей противников. За это время лошадь такой породы практически не изменилась, более того она была распространена по территории всей Евразии.

Отличие татарской от других пород заключается в следующем:

  1. Внешность лошадей заметно отличается от других пород, самое первое что заметно – это масть породы. Кобылы были золотистого окраса, с белым хвостом и гривой, жеребцы же были темно-золотого окраса.
  2. Продуктивность очень отличается от других племен.
  3. Ранее их сравнивали с горными баранами, все из-за их внешних характеристик.
  4. Очень выносливы. Преодолевают сильные морозы и высокую жару, они не нуждаются в теплых фермах.
  5. Лошади отличаются своим быстрым ходом, к тому же они могут постоянно идти на протяжении 8 часов. Ни одна лошадь того времени и теперешнего не может выстоять на такие длинные дистанции. При этом за день они преодолевают около 200км. И так из дня в день.
  6. Еще одно преимущество вида перед другими то, что они рождаются иноходцами.

В зимние времена порода может сама найти себе еду подобно лосям. Они разрывают снег в поисках травы или другого корма. После того как поели, гребутся на другом месте. Также жеребцы породы отличные охранники стада, им не страшны даже волки. Лошади будто не имеют страха и поговаривают, что были случаи, когда татарская лошадь вступала в схватку с медведем. Кони абсолютно не прихотливы к пище, а значит, очень надежны в далекие поездки.

Раньше на таких конях ходили на битвы и там они себя проявляли как герои. Они помогали наезднику путем топтания противника или кусали врага.

Если не углубляться слишком в историю, а остановится на периоде ближе к нашему времени, то крестьяне очень любили татарских коней и покупали их себе, поскольку они кушали мало корма. Для работы они были как раз самое то.

Во время Великой Отечественной войны татарских коней в большом количестве забрали на войну из Татарстана. После войны данная порода не имела спроса, поскольку появилась техника, машины, а породой перестали заниматься и разводить. К тому же в Татарстане в то время запретили ездить на лошадях. 1960 год потянул за собой полное исчезновение породы из земель Татарстана, также и погибло название «татарская лошадь». К счастью некоторые края сумели сохранить племя в малом количестве, но название их начали переделывать, к примеру, в Алтае – алтайские кони, в Башкирии – башкирские и т.д.

На сегодняшнее время татарских коней пытаются возродить и вернуть их славу и историю. Ведь в татарской истории данные кони отыгрывают огромную роль, без таких лошадей у нации не было бы истории. Возрождения татарам пока дается очень сложно и довольно дорого.

Лошади татарской породы являются выходцами из Татарстана, потому то они и получили такое название. Этих животных с каждым годом становится все меньше и меньше. Характерно, что эта лошадь по своим внешним показателям и характеристикам осталась практически такой же, как и была к моменту ее активного использования татарами, особенно в военных целях.

Татарская порода лошадей имеет табунный тип существования, живя всем стадом, лошади легко могут выжить в самых разных климатических условиях и ввиду отсутствия или наличия пищи. Отличается лошадь этой породы тем, что она очень вынослива и может без особых трудностей пройти расстояние, составляющее триста километров.

К сожалению, популяция этих лошадей на нынешний момент очень мала, как в самом Татарстане, так и в мире в целом. Как не странно, но лошадь свою известность приобрела благодаря азиатам, которые в войнах с татарами и увидели данное животное. Не зная его названия, они окрестили его «небесной лошадью». Не случайно татары избрали именно этого коня в качестве боевой лошадки, потому как он существенно превышал по показателям любую из тогда известных лошадей. Татарские кони во главе с Чин Гиз Ханом наступали на весь мир и шли достаточно уверенно, одерживая многочисленные победы в сражениях, во многом благодаря именно скакунам.

Причиной того, что данный, практически уникальный вид лошадей был почти полностью уничтожен, явился процесс коллективизации, который повлек за собой убой этих животных для получения мяса.

Татарская порода лошадей

Характеристика породы

Рост татарских лошадей не большой, чаще всего в холке они имеют габариты в сто тридцать пять сантиметров. Что касается внешних данных, то лошадка создает впечатление слабой особи, хилой и не мощной, корпус ее не выглядит сильным. Однако это лишь внешний облик, который не соответствует реальной картине. Лошадь крепкая, выносливая и у нее крепкие ноги. Именно это животное наиболее удачно подходит под поездки в седле, потому как конь управляем, всегда откликается на команды наездника, предпочитает находиться в компании человека, особенно трепетно относится к деткам. Это лошадь, которая всегда готова к работе, что является ее очевидным плюсом.

В том случае, если посчастливилось получить себе такую лошадку, то нужно обеспечить ей должный уход. Если вам дали еще жеребенка, то с того момента, как он попал в ваши руки и стоит за ним следить и ухаживать. Лошадь должна правильно развиваться, и расти, что бы у нее не было в будущем проблем со здоровьем. У данной породы есть слабые места, на которые следует обратить особое внимание, при работе с ними, это суставы, которые начинают страдать от возрастных изменений лошади, копыта, которые могут подвергнуться воспалению. Важно правильно ухаживать за кожным покровом животного, потому как оно может пострадать от экземы, в случае не правильного или плохого ухода. Еще одной немаловажной и серьезной проблемой могут быть сердечные неполадки, вплоть до обмороков. Ввиду всех этих факторов важно понимать, сможете ли вы обеспечить достойный и правильный уход животному, что бы оно было здоровым и полноценно развитым, не имело проблем со здоровьем и каких-либо патологий.

Татарские лошади по-своему уникальны, они имеют ряд отличий от обыкновенных коней, а именно:

  • Внешние отличия, цвет породы. Кобылы золотого цвета с белым хвостом, а жеребцы – темно-золотого цвета.
  • Продуктивность татарской породы имеет значительные отличия от других лошадей.
  • Первоначально эта порода сравнивалась с горными баранами, ввиду их внешнего сходства;
  • Татарские лошади отличаются высоким уровнем выносливости. Эти лошадки могут комфортно себя чувствовать как в сильный мороз, так и в летний зной. Положительным моментом является то, что для содержания таких лошадок не нужно делать конюшню с подогревом.
  • Лошади этой породы являются быстрыми скакунами, что весьма выгодно. Но кроме этого, это животное может идти непрерывно примерно восемь часов. Эти показатели являются рекордными как для того времени, так и для современности. Путь, который проходит скакун за день может быть равен двумстам километрам. Это расстояние не однодневное, такие дистанции татарский конь может преодолевать ежедневно.
  • Отличительной чертой татарской породы является то, что эти кони иноходцы.

Эти лошади не только выносливы, они еще и сами себя могут прокормить. Если настала зима, и нет видимого корма, они роют землю, как это делает лось и находят что съесть. Табунный способ жизни дает возможность лошадям почувствовать себя защищенными, однако они сами по себе очень храбрые, могут побороться с волками, если нужно и отогнать медведя. Поскольку скакун есть практически все, что только можно съесть, то с ним очень комфортно себя чувствуешь, особенно если далеко едешь, ведь можно быть точно уверенным, что конь точно найдет себе что поесть.

Татарская порода лошадей отлично показала себя в военные времена, когда на ней сражались в битвах татары. Кони активно шли в бой, при этом, всячески помогая наезднику, они могли укусить врага, или затоптать его. Такая помощь была бесценной, и помогала армии Чин Гиз Хана не раз.

Когда период войн закончился, лошадок переквалифицировали в рабочих, где они также проявили себя отлично. Эти животные кушали совсем не много, зато работали очень хорошо и плодотворно. Лошадки успешно помогали людям до того, как снова не пришло военное время.

Великая Отечественная война не прошла мимо татарских коней, они и тут помогли своим хозяевам выигрывать битвы и сражения, и в итоге одержать победу. Ни смотря на такой героизм и неоценимую помощь, после войны про татарских лошадей забыли. Этот было время активного бума техники, когда повсюду появлялись машины, и лошадь стала не нужна. Разведение татарской породы прекратилось. Даже на родине этих скакунов они стали не нужны, более того, в этот период был веден закон о том, что бы люди не ездили верхом на лошадях. Ввиду всех этих обстоятельств, в тысяча девятьсот шестидесятом году данная порода исчезла с земель Татарстана. И таким стремительным исчезновением лошадей стало уходить и их название. Те районы, где жили небольшие группы коней этой породы, стали получать иные наименования, по месту обитания. Если жили в Алтае, значит алтайские, если в Башкирии, значит башкирские и прочее.

На современном этапе сами татары заинтересовались тем, что бы вернуть эту породу к жизни, снова ее культивировать. Но этот процесс очень трудоемкий, потому как тех лошадок, что были татарскими, и раскиданы по всему миру, найти очень трудно, не говоря уже о том, что бы привезти их в Татарстан, на родину, и вывести новое, здоровое поколение. Ни смотря на то, что этот процесс сложный и трудоемкий, есть надежда на то, что все получится, и столь незаменимых в свое время лошадей снова будет достаточное количество, они смогут помогать людям, не говоря уже о том, что бы быть живым свидетелем силы татарского народа, его побед и завоеваний.