«Никому не позволю навязывать мне свое мнение. Елена Исинбаева

Прилет Елены Исинбаевой в Рио-де-Жанейро вызвал огромный интерес журналистов. Нашу двукратную олимпийскую чемпионку окружили прямо в аэропорту. В нынешних соревнованиях она не участвует. С подачи Международной федерации легкой атлетики во главе с Себастьяном Коу от стартов отстранили всю команду, кроме Дарьи Клишиной, но и с ней все было непросто до последнего момента. В Бразилии Елена Исинбаева сейчас в качестве кандидата в комиссию спортсменов Международного Олимпийского Комитета. Ее новый состав будет избран в конце Игр по итогам голосования атлетов.

Елена Исинбаева: Прежде всего будет свой человек в Международном Олимпийском Комитете, и в этом аппарате, который на сегодняшний день имеет некое влияние, то есть спортсмены сегодня имеют голос, их слышат, и конечно же, приятно быть связующим звеном между действующими спортсменами и руководителями МОК, потому что часто информация искажается. Я хочу быть там и просто защищать прежде всего права «чистых» спортсменов, и чтобы той ситуации, в которой оказалась я, больше никогда не повторилось. Я считаю, это очень важно для нас. Все-таки у нас большая проблема в том, что президент федерации ИААФ вместо того, чтобы защищать права «чистых» спортсменов, просто, как говорится, всех слил, и все, и без разбирательств.

Вопрос: А безобразие с Клишиной вы как можете прокомментировать?

Елена Исинбаева: Это просто верх безобразия. Ну, это просто издевательство. Мне Дашу, я даже не буду говорить жаль или что-то, она боец, я уверена, она соберется, но зная то, что для нее это третья попытка выступить на Олимпиаде, и она была просто на волоске от того, чтобы не выступать, это, конечно, ужасно. Это нервотрепки, это переживания совершенно ненужные, я надеюсь, что эта ситуация ее не то, чтобы дестабилизирует, а закалит. И пусть она выйдет в сектор и докажет, что все обвинения в ее сторону были несправедливы, незаконны, ну, и пусть она достойно представит и всех нас в том числе.

Вопрос: А главой Российской федерации легкой атлетики вам предлагали стать?

Елена Исинбаева: Ну, это пока еще так, это пока на словах. Естественно, буду очень взвешенно обдумывать это предложение. Если я возглавлю Федерацию легкой атлетики, то, что мой имидж, узнаваемость, уважение и авторитет помогут нашей легкой атлетике войти в Международную ассоциацию и продолжить выступать на международном уровне. По крайней мере я знакома со всеми руководителями, и уверена, первым вопросом господину Кои будет: - Ответьте на вопрос, почему? И все. Если он сможет на него ответить - то тогда буду с ним разговаривать. А не сможет - тогда не президент он вовсе.

Самые яркие фрагменты Олимпиады показывает Первый канал

Эти кадры Первый канал получает в режиме реального времени. Спортивная гимнастика у мужчин. Опорный прыжок. Свою попытку делает украинский спортсмен Верняев. За Россию выступает Денис Аблязин, который чуть более получаса назад уже завоевал бронзовую медаль в упражнении на кольцах.

Продолжение трансляции сразу после нашего выпуска, еще мы покажем соревнования по гребле на байдарках и каноэ, греко-римской борьбе, прыжкам в воду и пляжному волейболу.

Еще больше Олимпиады - на сайте Первого канала. Всего один клик мыши, и перед вами с олимпийских арен. 150 часов в день. Специально для Вас это сделал Первый канал!

В последнее время Елена Исинбаева свела к минимуму свое общение с прессой, полностью сосредоточившись на подготовке к олимпийскому сезону, но для "Р-Спорт" двукратная олимпийская чемпионка, обладательница 28 мировых рекордов, возглавившая рейтинг самых успешных действующих спортсменок России, сделала исключение. В интервью руководителю редакции Василию Конову она рассказала о возвращении к Евгению Трофимову, тяжелых моментах в своей карьере, художественной гимнастике, о любви, слезах и увлечении кулинарией.

В детстве мечтала о художественной гимнастике

- Елена, поздравляю: согласно нашему рейтингу, который мы подготовили при помощи РИА Новости , "Московского комсомольца" и "Авторадио" - вы самая успешная действующая спортсменка России.

Огромное спасибо за признание. Возможно, что на экспертов оказал влияние мой новый мировой рекорд (улыбается). Если бы не было 5,01 недавно - наверное, выиграли бы другие девочки. Но вообще я считаю, что я достойна этого звания (улыбается).

Вспоминаю Афины, Пекин, другие ваши старты, которые видел живьем - и всегда одинаковые впечатления: Исинбаева - это позитив, положительные эмоции, улыбки.

А как иначе? Никому не нужны мои слезы. Мои слезы будут видеть только мои близкие, моя семья, мои друзья. Только они. А для всех этого делать нельзя. Только своим позитивом, своей улыбкой я смогу радовать людей. Своими результатами. От моих побед должно оставаться ощущение легкости. Нельзя чтобы болельщики видели какие-то трудности.

- Это такой пример для всех кто делает первые шаги в спорте?

Конечно, если дети будут видеть мои горести, мои слезы - то они не захотят заниматься этим видом спорта, а этого допустить нельзя. Со временем они сами поймут, как это сложно. А на начальном этапе наша задача, задача спортсменов, - представить свой вид максимально легко, чтобы дети им заинтересовались.

Но легкая атлетика и прыжки с шестом - это с 15 лет, до этого у вас была спортивная гимнастика, если не ошибаюсь.

Да, все так, но для серьезных занятий спортивной гимнастикой я была в 15 лет уже взрослой, а для легкой атлетики - самое оно. Самый раз. Хотя, конечно, нужно серьезно заниматься лет с 10-11, но так как у меня была определенная подготовка, то все получилось. То, что нужно. Хотя изначально я мечтала заниматься художественной гимнастикой, и мы с мамой буквально недавно об этом говорили. Я ей говорю: "Мама, ну что же вы не отдали меня в художественную гимнастику?! У меня же такие ноги длинные, такие линии красивые!" А мама в ответ: "Доча, ну куда ж мы бы вас с сестрой в разные секции отдали бы? Не было времени на то, чтобы вас водить - и одну, и вторую - на художественную, да на спортивную".

Так мы с сестрой попали в спортивную гимнастику. Поэтому в детстве - нас привезли, отдали тренерам, вечером забрали. Физически у родителей просто не было возможности водить нас в разные секции. Хотя, по словам мамы, в художественную меня звали. И я всегда чувствовала, что художественная гимнастика - это мое. И гибкость, и пластика, и более женственный вид спорта. Мое. Но 10 лет отзанималась спортивной гимнастикой.

- На олимпиадах не было возможности сходить посмотреть на выступления "художниц"?

Нет, не было. К сожалению не получилось. Во время соревнований не до этого, а после них 24 часа в сутки очередь - и интервью, и различные мероприятия. Уже времени ни на что не оставалось.

- Вам 15 лет, понятно уже, что спортивная гимнастика мимо вас, как возникла легкая атлетика?

Случайно. Абсолютно. Мой тренер по спортивной гимнастике Александр Лизовой предложил попробовать себя в прыжках с шестом. А Евгений Васильевич (Трофимов) в тот момент работал только с мальчиками, отказывался. Ему тогда сказали, ну ладно, не возьмете - пойдет в акробатику. Евгений Васильевич на это ответил: "Хорошо, давайте посмотрю". И получилось так, что меня передали из рук в руки. Не спрашивая моего мнения, это был не мой выбор, но я об этом ничуть не жалею. Хотя в тот момент я не понимала, что это. Я не знала такого вида спорта, никогда его не видела и не представляла, что в итоге получится. Даже не знала о существовании прыжков с шестом. А получилось все как? Пришел, увидел, победил. Это как раз про меня. Волею судьбы исключительно.

Первые победа и поражение

- И, более того, первый же серьезный старт - Всемирные юношеские игры в Москве - и сразу победа.

Да, и там получилось так, что я прыгала, прыгала, а потом Евгений Васильевич говорит - зачехляй шест, дальше прыгаешь только финал. Я удивилась, переспросила - а можно ли так? Он ответил: "Леночка, можно, можно". Я и зачехлила шест и прыгала уже финал. Тогда для меня это все было как игра. Я не осознавала, не понимала всей серьезности происходящего. И сразу прыгнула 4,00.

- В 2000 году женские прыжки с шестом дебютировали на Олимпиаде, Стейси Драгила, наверняка смотрели уже?

Нет, вы знаете, не смотрела. Не пошла на финал.

Вы там были? Честно скажу - ездил в Сидней, но не помню вас. Афины и Пекин помню, а Сидней, стыдно, да, но не помню.

Да, Олимпиада в Сиднее была для меня первой. Не удивительно, что не помните: мне было 18 лет, первый такой старт, поехала без Евгения Васильевича. И не прошла квалификацию. Так сложилось. На чемпионате России я тогда, перед Олимпиадой, заняла третье место. А на Олимпиаду брали тренеров первого и второго. Мы с Евгением Васильевичем не попали. Мой тренер, называя вещи своими именами, оказался в пролете. Ему помогла наша областная федерация - купили билеты в Австралию, организовали туристическую поездку. Но это уже было поздно. До его прилета я две недели была в Сиднее одна. Ну, вы представляете - 18 лет, одна в Сиднее, без тренера. Тяжело было. Настроя никакого. Звезд вокруг много, еды много, столько всего интересного, столько нужно обойти и объехать.

И соответственно я вышла на старт квалификации и не прошла. У меня тогда личный рекорд был 4,45. Это был, на тот момент, рекорд России, который я установила зимой, в феврале, будучи юниоркой. И летом прыгала 4,40. По всем раскладам - это бронза в Сиднее. Там первое место было 4,60, второе-третье - 4,50. Все было реально. Но волнение, квалификация - и я отмерила разбег на метр ближе. Просто переволновалась. Первый серьезный старт, сразу с корабля на бал, сразу Олимпиада, на таком стадионе. Это был колоссальный стресс. Все, чему учил тренер, я забыла. Все сделала наоборот. Иначе говоря - "забаранила" первую высоту, 4,10. Хотя ехала с такими амбициями туда. И все. На финал уже не осталась. Евгений Васильевич как раз прилетел, предложил пойти посмотреть финальные попытки, я отказалась - и мы поехали в зоопарк. Кенгуру морковкой покормить (смеется). По его словам, уже тогда проявился мой характер.

- Мы с вами синхронно идем - Олимпиада в Лондоне будет у меня четвертой летней.

Да (смеется). Вот как получается! Просто в Австралии мое выступление прошло не очень заметно, никто этого не помнит, а так - да, три Олимпиады уже за плечами.

Афины и Пекин как праздник

- Ну, Афины и Пекин то помнят теперь все!

Я понимаю, о чем вы.

От вас ждали только золота. И в Афинах, и в Пекине. Говорили же - это золотая медаль - наша "железная" золотая медаль.

Вы знаете, я никогда не слушала ничего и не читала ничего. Ехала и в Афины, и в Пекин, не зная, кто и чего ждет. Я слушаю только свою семью, своего тренера, своих близких и все. Конечно, я знаю, что все ждут, что я буду номер один. Но я не думаю об этом, когда выхожу в сектор. Выхожу в сектор и просто наслаждаюсь соревнованиями, наслаждаюсь праздником и все. А там - будь что будет, но при этом я стараюсь и делаю все по максимуму.

- Получается, тренировки - это будничный труд, а соревнования - праздник?

Да, это праздник. И это мой праздник. Я понимаю, что пришли люди, они пришли посмотреть на меня, они пришли ко мне в гости. Это как если бы они пришли на концерт. И мне нужно дать им то, за чем они пришли.

Я сразу вспоминаю "Птичье Гнездо" в Пекине. Уже все, осталась ваша рекордная попытка и 80 тысяч зрителей не двигаются, никто не уходит, все ждут, подбадривают. Вы же слышали все это?

Самое смешное, когда я в секторе во время соревнований - ничего не вижу, ничего не слышу. Вообще ничего. Только сейчас, когда пересматриваю записи, думаю: как же мне удавалось все это не замечать? Сама не понимаю. И ведь получается всех держать, приковывать внимание. Это, видимо, потому, что люди верят, люди видят, понимают, ждут. Поэтому зрители на соревнованиях, где я выступаю, остаются до конца. И это очень приятно.

Вы только что сказали, что в секторе не видите ничего, не слышите. Помните момент, когда впервые в секторе спрятались под полотенцем?

Конечно! Это было в Афинах.

- Досконально помните?

Да. Это случилось перед третьей попыткой. Я 4,70 не взяла, 4,75 не взяла, а Света Феофанова взяла. И у меня оставалась последняя попытка, которую я перенесла.

- На 4,80.

Да. И именно перед этой попыткой я впервые накрылась полотенцем на соревнованиях. Это был момент истины для меня. Это помогло сконцентрироваться. Просто очень отвлекает, когда фотокорреспонденты и телеоператоры хотят снять ракурс получше. Пока я лежу, у всех есть возможность подойти, сфоткать, поближе, подальше, некоторые вот прямо над душой встают. Ждут, когда я или кепку сниму, или одеяло уберу. Поэтому я накрываюсь с головой, и они могут хоть час стоять. Все равно ничего не вижу.

- Тем более что порой приходится по полтора часа ждать своей очереди в секторе.

Это здесь одно из другого вытекает. Выйти мы должны все вместе и потом просто ждать под прицелом фото и телекамер.

- Музыку можно послушать.

Нет, нам нельзя. В сектор с собой можно только книжку взять и все.

- Читаете?

Нет, конечно (улыбается). Там такая обстановка, что не до чтения. Невозможно.

- А попробовать?

Нет, если бы у меня это получилось - я была бы суперчеловеком!

- А вы не считаете себя суперчеловеком?

Я?! Нет. Вот когда я смотрю разные рекорды - например рекорды из Книги Гиннесса - вот я думаю: как же они это делают?! Вот ведь люди! Супер просто! На мизинцах отжиматься, или там железо гнуть - как так можно?

- А на пять метров как можно прыгать?!

И мне вот недавно то же самое сказали: Лена, как ты можешь на пять метров прыгать? И я поняла, что я просто об этом не думала. Для меня это как само собой. Ну как, я же с детства прыгаю? Что тут такого? Я же знаю, как это делать. Хотя, может быть это и не скромно, какие-то способности, видимо, есть.

Как родители реагировали на победы? От Юношеских игр в Москве до 28-го мирового рекорда? Каждый раз радость была по-новому?

Да, с каждой победой радость была только больше. Напряжение сильнее, переживания все сильнее. Сначала я была только их дочкой, потом стала всеобщей любимицей и ситуация сильно менялась. Они всегда при этом помогали, всегда заботились, чтобы я успевала отдыхать. Волнуются сильно за меня.

Конечно это приятно, быть в центре внимания, быть лучшей в мире. Это дорого стоит, и я хочу все это пережить заново. Все эти встречи со звездами - это все очень приятно. Тем более мы, спортсмены, мы затворники, мы пашем целыми днями, ничего не видим. Тренировка, домой, восстановление, тренировка. Нет возможности куда-то выйти и уж тем более нарядиться. Поэтому я очень люблю, когда есть возможность предстать женственной, в платье, на каком-то мероприятии.

- Платье в Питере помните, которое столько шума наделало? Как раз на церемонии вручения Лауреус.

Конечно! Это платье я увидела на подиуме, во время показа, и сразу захотела себе такое! И вообще я все свои платья помню (улыбается). К выбору каждого платья я подхожу очень аккуратно, я представляю, как в каком платье я буду выглядеть. О том платье, в котором я была в Питере, я просто мечтала! Пришла в магазин - мой размер, я не колебалась ни секунды. Тем более это моя тема, жар-птица! Как раз подумала - ну все, в этом платье в Питере буду точно самой лучшей!

- Так и получилось!

Спасибо!

- А помните, с кем сидели на той церемонии?

Конечно. С Владимиром Владимировичем (Путиным).

- Что обсуждали?

Ничего. Он просто поздравил меня с победами - и все. Я даже не знала о чем можно говорить с президентом страны. Просто такая честь. Мне было очень приятно.

Абрамович ответил: "Леночка, я никогда ни о чем не забываю"

Такие встречи - это еще и возможность решать насущные проблемы. Сейчас не про ваше общение с Путиным, а про вашу встречу с Романом Абрамовичем за обедом в Цюрихе, 2 декабря 2010 года, когда Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу, где вы представляли нашу заявку. В итоге он же вам помог с ремонтом волгоградского манежа, где мы сейчас с вами беседуем.

Так и было, но это получилось случайно. В Цюрих я летела без мыслей что-то попросить или обсудить. Это как со встречей с Путиным - я понимала, что человек пришел отдохнуть. И здесь все произошло спонтанно. Работать же надо в рабочее время, а отдыхать когда есть возможность. А в Цюрихе да, получилось так, что мы сидели и обедали перед оглашением результатов голосования, у нас с Романом Абрамовичем места были рядом. Он спросил, почему я не готовлюсь в Волгограде, почему тренируюсь в Монте-Карло. Я откровенно все рассказала, сказала, что нет условий. В манеже же зимой было "+7"! Это невозможно. Это сильный риск получить травму. Это просто было невыносимо. Нам обещали, мы ждали, ждали, ждали. Но ничего не менялось. А я себя люблю и берегу, и не могу себе позволить какую-то бестолковую травму из-за таких условий. Поэтому я тренировалась в Монте-Карло и честно об этом сказала Роману Абрамовичу.

И он посмотрел и сказал: "Знаете, Елена, я вам помогу!" Отвечаю: "Роман Аркадьевич, вы серьезно?". Просто я не привыкла и не предполагала, что это может быть просто так. Он пообещал поменять окна в зале. Они просто везде были дырявыми, битыми, старыми. Такое ощущение было, что окна в манеже никогда не ремонтировались. На меня как радость хлынула, я просто представила, как все будут рады, кто там тренируется! Ведь результаты требуют все, а условий нет! И у меня за секунду уже в голове картинки как меняют окна, я уже вижу новый манеж! Роман дал телефон секретаря, сказал, что нужно позвонить - и будем работать. Сказал, что пришлют все проверить, все измерить, чтобы все поменять, понять, сколько нужно денег.

Я сказала спасибо, обед закончился, а я все под впечатлением, радостная, подхожу и спрашиваю - Роман Аркадьевич, а вы не забудете о своем обещании? Абрамович ответил: "Леночка, я никогда ни о чем не забываю!". Этой фразой он вселил в меня надежду, и я поняла, что все будет хорошо. Прошло очень мало времени, мы созвонились и стали работать - и вот в манеже все в порядке, все окна заменили. Он перевел деньги, и мы имеем один из лучших центров подготовки. Прошлым летом всем поменяли.

- Не было желания на матч "Челси" слетать, поддержать, отблагодарить?

Мне кажется, что мой мировой рекорд - лучшая благодарность, даже не знаю, как иначе я могу отблагодарить этого человека за его помощь!

Россия получила и Олимпиаду, и чемпионат мира по футболу, и Универсиаду, и чемпионат мира по хоккею, и чемпионат мира по водным видам. Но для вас, наверное, первый в истории нашей страны и СССР чемпионат мира по легкой атлетике самое важное?

Конечно, мы получили это право в 2007 году, и это было очень важно. Я летала на выборы. Конечно и Олимпиада, и остальное - это все важно, но чемпионат мира по легкой атлетике у нас пройдет впервые.

Наконец-то у нас появится возможность увидеть ваш мировой рекорд на Родине? А то ведь 28 мировых рекордов и ни одного в России!!!

Да! Было огромное желание прыгнуть на мировой рекорд на "Русской Зиме", шикарное соревнование, но не получилось. И здесь, в Волгограде на турнире губернатора, но, видимо, просто еще не время (улыбается). Нужно больше работать и не упустить потом.

Возвращение блудной дочери

- Евгений Васильевич как-то раз сравнил вас со скрипкой Страдивари, на которой нужно уметь играть...

И он, пожалуй, единственный, кто это умеет.

- Об этом как раз хотел спросить, раз спустя пять лет вы решили к нему вернуться.

Знаете, в спорте много талантливых... Даже не знаю как объяснить. Вот вроде талантливая девочка, а подхода не найдешь. Не умея правильно подойти и правильно организовать тренировочный процесс, талант можно погубить. Евгений Васильевич как раз тот, кто знает, что мне надо. Кто-то со стороны посмотрит - а мы с ним ерундой каждый день занимаемся, я даже не потею на тренировках, ну или так, чуть-чуть, а процесс у нас идет. А многие считают, что нужно упахиваться на тренировках до потери сознания, и тогда будет результат. А он так не считает. Его методика тренировки мне подходит.

- И 28-й мировой рекорд лишнее тому подтверждение.

Да. Он просто… как сказать... Мы с ним сошлись. Как шестеренки. Работаем без сбоев. На полном понимании, на полном взаимоуважении. Он профессионал, он великий тренер, а я рада делать то, что он мне говорит. Иногда и говорить не надо. Я его понимаю с полуслова, с полувзгляда.

- Ровно год назад вы к нему вернулись. В Прощеное воскресенье. Символично. Специально так сделали?

Я приехала в Волгоград дня за два до Прощеного воскресенья. День выбирала специально. В этот день люди должны друг друга прощать. Я шла, конечно, надеясь на прощение. И если бы он простил и не взял обратно - я бы его поняла, не осудила и дальше бы уже будь что будет. Я позвонила заранее ему, сказала, что хотела бы поговорить. Он спросил о чем, но я ответила, что это не по телефону. И вот в Прощеное воскресенье я приехала к Евгению Васильевичу. Мы встретились. Разговор получился легкий. Такое возвращение блудной дочери (улыбается). Так, походила, поскиталась и вернулась. Жизнь познала, опыта набралась и пришла с багажом! (улыбается).

- Хорошо, когда есть к кому возвращаться.

Конечно, он мне как отец. Второй отец. А родители прощают своих детей, что бы они ни совершили. Это то самое объяснение происшедшему. Если бы мы были чужими людьми - он бы меня не простил. Потому что гордость, самолюбие... И это правильно. Он из тех людей, за кого мне никогда не было стыдно. Он жесткий. Он смелый. Он за своих глотку порвет кому угодно. А я … Я как дочка (улыбается).

- Не было мыслей вернуться раньше? Может быть после неудачного чемпионата мира в Берлине?

Были мысли. Просто тогда, видимо, еще время не пришло. Я понимала, что происходит что-то не то, когда начала проигрывать. Начала копаться в себе. А потом уже поняла, что проблема была немножко в другом. Что на новый уровень меня может вывести только Евгений Васильевич. Я понимала, чувствовала в себе возможность прыгать высоко, но что-то случилось, какой-то стопор произошел в тот момент. И я поняла: либо он, либо никто. С этой мыслью я и поехала в Волгоград: либо Евгений Васильевич, либо конец карьере. И, слава богу, карьера продолжается.

- Иоланда Чен в одном из интервью сказала, что ваши неудачи - это наказание вам за гордыню...

Я не слушаю таких людей. Для меня важно, что говорят мои родители, близкие. Остальные для меня не существуют. Не важно, кто говорит. Как правило, такие фразы от зависти, от желчности. Нормальные бы люди не сказали такого. Я понимаю, что сложно быть наверху, тяжело это. Нужно постоянно отказываться, во всем себе отказывать. И так всю жизнь. И ты как паровоз - тянешь всех за собой, а они вагончиками едут и едут. То одна прыгнет, то другая прыгнет. Оп, уже сенсация. 4,70 прыгнула, вау, круто! А то, что Исинбаева по 4,90 прыгала - уже никого не волновало. И в глубине души у меня это оседало. Думала - пусть за 4,70 радуются, посмотрим, что будет, когда я уйду. И так это я все себе в голову...

Закончилось тем, что эти мои мысли воплотились в жизнь. В какой-то момент я просто перехотела прыгать. Мне просто все надоело. Думала, что народу тоже уже ничего не нужно. Победы мои приелись, рекорды приелись. Уже все считали, что победы без рекорда - это поражения. Хотя я много работала, ущемляла себя во всем, во всем себе отказывала. И мне было обидно, когда за других девочек за 4,80 радовались больше, чем за мои 4,90 или те же 4,80 с первым местом. Просто бред.

Мне кажется, это просто ситуация, которую должен пройти каждый сильный человек. Ведь без поражений нет побед.

Да, согласна. Не зря говорят - жизнь испытывает только сильных людей, ставя их на колени лишь для того, чтобы показать им, что они могут подняться снова. Вот это точно про меня. Мне в итоге много чего пришлось пережить, много через что пришлось пройти. Переоценить, переосмыслить. Когда я щелкала рекорды как семечки - я не задумывалась о том, как это сложно. Мне было легко. Молодая, энергичная, адреналин, кураж. Все было отлично.

А когда много проиграла и не смогла больше прыгать по определенным причинам... Просто не могла. Не понимала: как я могла прыгать те 5 метров раз за разом, как я могла прыгать каждый раз, когда я этого хотела? Не понимала. И вот я хочу, а не могу. В этот момент я мигом оценила все свои победы, все свои рекорды. До этого я не ценила свои достижения, так как ценю их сегодня. Быть чемпионкой мира, быть олимпийской чемпионкой - это что-то! Что-то необычное!

- Но в то же время паровозиком-то вы подтащили...

Ну да, сидели за моей спиной.

- Не только за спиной. Мюрер из Бразилии занималась с вами в одной группе у Петрова.

Да, этого нельзя было допускать ни в коем случае. Сегодня я рада, что никто ничего не знает обо мне. В данный момент я персона Х. У нас же всегда не знают, что ждать от Исинбаевой (улыбается), она же странноватая (смеется). Многие думают, что у меня решения спонтанные. А это не так. Они все обдуманные. Быть первой - это огромная нагрузка, огромная ответственность. И это интересно, как было интересно, когда мы со Светой Феофановой боролись. Две россиянке в секторе...

Поражения

- Со Светой вы подругами так и не стали.

Конечно. Я не верю в дружбу между соперницами. Но при этом я могу рассказать, что в прошлом году в Корее, на чемпионате мира, я подошла к Свете, когда она заняла третье место (Исинбаева в Тэгу осталась без медали - "Р-Спорт") и сказала: "Давай больше не будем враждовать, извини, если я обижала тебя". Мы уважительно друг к другу относимся, мы соперницы, но того, что было в молодости - такого, что вот выйду сейчас и порву, такого уже нет. Просто профессиональные отношения. И мне от этого приятно. В спорте побеждает честность и побеждает сильнейший. Света - хорошая девушка, достойный конкурент, который никогда не сдается. Я ей об этом сказала, что мне есть, чему у тебя поучиться.

Я очень хорошо помню ваше соперничество и помню, как перед Афинами вы просто с космической скоростью за счет этого соперничества прогрессировали.

Конечно. Так и было. А все те ситуации. Я скажу - она ответит, она скажет - я отвечу. Это все юношеское было. Сегодня мы повзрослели, поумнели.

- В череде ваших побед и мировых рекордов были и болезненные поражения. И Париж, и Берлин, и Тэгу…

Да, я все их помню. И могу сейчас обо всех рассказать. В 2003 в Париж на чемпионат мира я приехала просто распальцованная. Самоуверенность! У меня был первый мой мировой рекорд 4,82. Я была наголову сильнее всех, и именно это мне помешало. Я приехала и думала, что вот сейчас я всех обпрыгаю на одной ноге. Это был мой первый чемпионат мира на открытом воздухе. И прыгнула на 4,63, на третье место. Задумалась после этого сильно. Пока ты в секторе - прыгай. Пусть ты на метр сильнее всех, но выйди и прыгни.

Берлин. Чемпионат мира. Это был момент полного опустошения. Мне все было до фонаря. Вышла, надежда была только на силу воли и на способность соревноваться. Но я думала: даже если не пойдет, все равно выиграю. Вот если захочу - выиграю. Но мне не сильно хотелось. Уже перед выходом в сектор думала, что вот опять сейчас ждать, опять эти полтора часа там лежать, надоело уже, не хочу. Все уже закончили, а я только начинаю прыгать, по сто раз разминаться. Просто устала. И вот стартовали соревнования, думаю: нет, надо выиграть. Все-таки чемпионат мира! Но настроя уже нет. Продула. Прихожу в комнату и понимаю все это. Осознала, что проиграла чемпионат мира. Из-за собственной несобранности, из-за собственного легкомыслия. А в Тэгу все банально...

- Вы говорили, что шесты помешали, хотя у Евгения Васильевича другая версия.

Да, не в шестах дело. Я просто была не готова. Перед стартом сезона была травма, с которой я приехала к Евгению Васильевичу.

- Ахилл и колено...

Именно, больше двух месяцев ушло на реабилитацию. И к чемпионату мира я просто не успела подготовиться. Думали: ехать или не ехать. Будь что будет - поехали. На 4,65-4,70, а то и 4,80 я была готова, а этого хватало для призового места. Но не получилось. Хотя сейчас я рада, что мы туда поехали. Так как тогда я поняла, что я снова могу, что я здорова. Это была такая разминка. Просмотр нашей с Евгением Васильевичем работы. Нужно было понять, остались ли те ниточки, которые нам помогали общаться без слов.

И практика показала, что все на месте, как будто и не было тех пяти лет. В очередной раз поняла, что все, что ни делается - все к лучшему. Я стала сильнее, увереннее, жестче, гораздо жестче. И в целом мы с Евгением Васильевичем друг друга чувствуем, нам не нужно слов. Он порой придет хмурый, спрашиваю: "Чего случилось?" Не говорит. Но я же не отстану, пока не скажет. А он потом в итоге: "Что, заметно?" Мне да, мне заметно, сразу. Сядем - поговорим. И он также.

Елена Исинбаева вне спорта

- Помните, какое у вас воинское звание?

Дайте подумать… Капитан?

- Да. Помните, как получали? Удивились?

Помню, не удивилась, думала, до генерала дослужу (смеется), но клуб расформировали.

- И вы теперь защищаете цвета "Динамо"?

Да, долго не думала. Они предложили - я согласилась. Главное чтобы за границу выпускали (смеется), а остальное не важно!

- А Елена Исинбаева вне спорта, какая она?

Какая? Обычная, любит готовить, любит ухаживать, любит … Просто любит!

У меня хорошо получается тирамису! Как оказалось, очень легкое блюдо! Сырники тоже люблю готовить, борщ. Сам процесс мне нравится. Он поглощает, и ничего не замечаешь, полностью отключаешься. У меня это с детства. И даже сейчас старые интервью с Инной, родной сестрой, пересматривали, а Инна там говорит: когда Лена уезжает так грустно становится, кругом чистота и порядок, а когда Лена приезжает - будто Мамай пронесся! Но это давно было. Сейчас у меня чистота и порядок дома.

- Вернемся к рецепту тирамису. Делитесь. Девушки у нас прочитают и на 8 марта приготовят!

Нужно взять желтки, три, сахар и густо взбить, чтобы пена получилась. Потом сделать сироп - 4 столовые ложки сахара и 2 столовые ложки воды, чтобы получился прозрачный сироп. Горячий сироп влить во взбитые желтки и снова все взбить до пены. Затем добавить сыр маскарпоне - 250 гр, я обычно беру тот сыр, который более жирный. Затем три белка с сахаром взбить до густой пены и влить в уже получившуюся смесь с желтками, сиропом и сыром. Все тщательно перемешать, чтобы получился густой крем. И далее берем формочку и выкладываем туда крем - где-то 2,5 сантиметра, потом выкладываем специальные бисквитные палочки для тирамису, затем взять пять столовых ложек крепкого эспрессо и смешать его с пятью столовыми ложками амаретто. И сбрызнуть этим бисквитные палочки. Они должны быстро пропитаться, после чего сверху выкладываем оставшуюся половину крема. Затем все это посыпать какао и в холодильник на 5-6 часов.

Ах да, главное - добавить улыбку, без этого не получится! (улыбается). У меня с первого раза получилось. Один раз, правда, плохо взбила и вместо крема получилась жижа. Поэтому самое главное - хорошо все взбить! При этом первый раз приготовила именно здесь, в Италии не готовила тирамису ни разу, только ела (смеется).

Вы сказали, что вы - обычная девушка. Удается при этом выбираться куда-то - в кино, театр, на концерты может быть?

Нет, желания особого нет. Кино я могу дома посмотреть. Ходить не нужно никуда. К театру тяги нет. Сейчас я полностью сконцентрирована на ближайшем сезоне. Полностью в спорте. Ну, и внимание конечно. Болельщикам я отказать не могу - ни в фото, ни в автографах. А тут уже не получится отдохнуть и посмотреть то, что хотела. И уже я начинаю себя чувствовать неловко, начинаю думать: все ли в порядке, куда смотрю, как смотрю. Все же должно быть идеально, а вдруг что-то не так?

- А в Монако? Там, наверное, в этом смысле проще?

Да, в Монако ходила, там проблем с этим нет. Там я себя чувствую более раскрепощено. Там много спортсменов живет. Все спокойно. Раз - и Джокович бежит, например. Или Хэмилтон из "Формулы-1". И это нормально, ничего особенного.

Теперь серьезный вопрос, который многих волнует. Реально ли исправить ситуацию в России, чтобы тренеры получали достойную зарплату? Особенно в детских секциях.

Мне кажется это как раз одна из задач для вновь выбранного президента страны. Чтобы все было по справедливости. Вот возьмите футбол! Ведь у них там незаслуженные зарплаты. Я нисколько не умаляю их заслуг, но каждый должен получать то, что заслуживать. Но сравнить футбол и легкую атлетику!

- Есть еще хоккей, где большие зарплаты.

Хоккей я не трогаю, в хоккее наши ребята играют! Но футбол, простите, нет. Если бы в легкой атлетике наши тренеры имели хотя бы половину от того, что есть в футболе - у нас бы на Олимпиаде в легкой атлетике золотой аншлаг бы был! Надо стимулировать наших тренеров. И это главное, что должен сделать президент. Все поставить на места, мы же не можем постоянно выживать - мы просто хотим жить.

У вас непосредственно с Евгением Васильевичем проблем с финансированием нет? Не за свой же счет готовитесь, надеюсь, помогают вам?

Нет, и город, и область, и федерация, и "путинские" стипендии. У нас все хорошо. Все есть. Но есть моменты. Например, тренер получает только 50% от премии спортсмена. Это нелогично. Каждый должен получать по заслугам. Должны быть примеры. Никто не пойдет работать тренером, условно, на две тысячи рублей - даже не прокормишь себя на эти деньги, не то, что семью. Сейчас уйдет наше поколение - и что? Кто за спиной? Молодежь не хочет идти, потому что в нынешних реалиях не прокормить семью. Хотя если хорошие ученики, ты талантливый тренер - можно хорошо зарабатывать. Но это все придет не сразу. И это большая проблема сегодня.

"Сумерки", семья, слезы

- Ну а за спиной-то есть кто?

У нас? По России не знаю, времени пока не хватает следить. В Волгограде у нас есть девочка, на 4,40 уже прыгает, но, думаю, в этом году уже на 4,60 должна будет прыгать. Просто молодежь сейчас другая. Смотрю на нынешних 20-летних и вспоминаю себя в 20 лет. Да я просто ребенком была по нынешним меркам тогда. Жизни не знала. Наивной была, открытой. Жизнь прекрасна! А сейчас в 20 лет уже женщины, уже мысли о муже, детях, квартире, машине. У меня тогда таких целей вообще не было.

- Ну, мужа от вас ждали сразу после Пекина. Все болельщики помнят признание в любви в камеру после победы.

Да ну, это уже давно кануло в лету! Сегодня - спорт! Что было - то прошло.

- Но вы же наверняка задумываетесь о браке.

Ну конечно, 30 лет в этом году все-таки. Все будет.

- После чемпионата мира в Москве в 2013 году?

Как бог даст. Как предложение сделает - так и выйду замуж! (смеется) Мне и так неплохо пока (улыбается). И потом, знаете как - хорошее дело браком не назовут! (улыбается). Надо слово поменять, чтобы больше хотели жениться и замуж выходить! Чтобы семьи были крепче, а то надо ж такое слово - брак!

- Все хотят знать, что смотрит, читает, слушает Елена Исинбаева - есть любимые книги, кино, музыка?

Я Близнецы по гороскопу и выбрать что-то одно мне очень тяжело.

- Я тоже.

Вот, вы меня понимаете! (улыбается). "Крестного отца" Пьюзо недавно прочитала, понравилось и "Сицилиец" тоже. Даже плакала. Кино. Вот сейчас будете смеяться, но мне нравится вампирская сага.

- "Сумерки"?!

Да! Я прямо фанатею!

- Волк или вампир?

Мне любовная история нравится. Между Бэлой и Эдвардом. Это красиво, сказочно, нереально даже. Ну и что. Этим и нравится. В то же время мне русские фильмы нравятся. "Кандагар" вчера посмотрела. Очень понравилось. Единственное, что не люблю такие фильмы из-за того, что они основаны на реальных событиях, сразу представляю себе, что все так и было на самом деле. Сильно переживаю. Эмоционально. Посмотрю такой серьезный, тяжелый фильм - и потом неделю отходить нужно.

- Плачете когда смотрите кино?

Конечно! Я очень сентиментальная. И от хорошо плачу, и от плохого (улыбается).

- Про музыку забыли.

Очень люблю Аллу Пугачеву. Кто бы что о ней ни говорил - для меня это номер один. Она реально в каждой песне переживает свою жизнь и нам о ней рассказывает.

- На концерте удалось побывать у нее?

Ни разу. Когда она выступала, у меня не было возможности, а теперь, когда есть возможность, она не выступает. Но я не только слушаю, записи ее смотрела. У нас совместная фотография есть. И у мамы моей она любимая певица.

На тренировке! Евгений Васильевич подарит мне тюльпанов, и будем тренироваться! Вот такой праздник.

- Какой подарок больше всего помните?

Да так и не вспомнить. Нет, ну были подарки, и машину дарили… Мне вообще больше нравится дарить подарки. Я это люблю. Мне уже говорят - Лена, не надо ничего дарить! Не надо! Что касается семьи - тут вообще нет вопросов. Все, что нужно. Я стараюсь подарить то, что нужно, и то, что навсегда.

- Честно говоря, час пролетел незаметно, и я очень рад, что вы снова такая счастливая!

Спасибо. И очень хочу спасибо сказать вашим коллегам в вашем лице за понимание, что не могу сейчас много времени уделять прессе. Спасибо большое всем экспертам, кто отдал за меня голоса (в рейтинге). За поддержку спасибо хочется сказать своей семье, своим тренерам, спонсорам, федерации легкой атлетики, Валентину Васильевичу Балахничеву за веру и поддержку. И болельщикам большое спасибо! Без всей этой поддержки я бы сегодня такой счастливой не была. Но есть поддержка, есть тылы, и поэтому я спокойна.

- Прямо речь на церемонии "Оскара"! И в заключение - шесты на летний сезон уже прислали?

Да! Стив Чеппель из US Spirit уже прислал мне шесты, большое ему спасибо! Так что к летнему сезону я экипирована!

- Опять будут разноцветные?

Нет! В этот раз цвет один - красный.

- Женщинам так идет красный цвет!

А у меня красный еще и любимый!

- Пусть будет еще и цветом победы!

Дмитрий СИМОНОВ из Рио-де-Жанейро

Олимпиада завершена, сборная России финишировала на четвертом месте в командном зачете. Учитывая обстоятельства, это успех?

Я бы даже сказала, это триумф нашей сборной, поскольку каждый из наших спортсменов выложился на сто процентов, победив обстоятельства и победив себя. Многие из наших атлетов выступили лучше, чем от них ждали. Конечно, у некоторых не получилось завоевать те медали, на которые они рассчитывали. Если учесть все виды, в которых нам не удалось показать лучшие результаты, мы наверняка оказались бы в первой тройке. Но это ничего. Я все равно безумно счастлива. Четвертое место в командном зачете без легкой и тяжелой атлетики - это огромный успех.

- И еще частично - без академической гребли и гребли на байдарках и каноэ…

Да, нас обкромсали почти везде, где мы могли бы взять медали. Сейчас, глядя на те результаты, которые были показаны, скажем, в турнире по легкой атлетике, мы можем смело утверждать, что , я и некоторые другие российские спортсмены могли бы завоевать в Рио золотые медали. По крайне мере мы бы за эти медали поборолись.

То есть в командном зачете мы могли бы настичь Китай и Великобританию, у которых оказалось соответственно 26 и 27 золотых наград?

Думаю, что 30 золотых медалей мы бы завоевали. Получается, мы могли бы стать даже вторыми.

- На своей пресс-конференции в Рио вы говорили о том, что вам будет интересна реакция спортсменки, которая выиграет Олимпиаду в женских прыжках с шестом. В итоге вы довольны ее комментариями? Ведь результат гречанки Екатерини Стефаниди показал, что вы были правы, когда говорили, что чемпион Игр-2016 без вас в секторе станет только вторым.

Честно говорят, я не видела интервью Стефаниди и не слышала, чтобы она упоминала мое имя. Но, как я уже и говорила, мое отсутствие в секторе - это не проблема самих шестовичек. Их не должно было волновать мое отсутствие. Наоборот, они, наверное, были рады дополнительной возможности побороться за медали. Поскольку результат, который я показала в этом году - 4,90, свидетельствовал о том, что без меня они смогут завоевать золото без борьбы. Но, боже мой, что я могу сказать? Как они прыгали в Рио, так и прыгали. Молодцы!

- Какое у вас было чувство, когда вы узнали, что золото Олимпиады-2016 принес результат 4,85? Сильно расстроились?

Этот результат подтвердил мои слова. Если кто-то думал, что разговоры о моих шансах завоевать третью золотую медаль в Рио - это пустая болтовня, теперь убедились, что это были не голословные утверждения. Я обычно произношу такие фразы, только когда уверена в себе. А здесь я еще понимала, каков будет уровень девочек в Рио, что борьба за первое место пройдет на уровне 4,90. В итоге я ошиблась на пять сантиметров. Поэтому, конечно, мне взгрустнулось. В очередной раз стало обидно. Но что я могу сказать? К сожалению, так произошло.

ТОКИО-2020? НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ "НЕТ"

- Глава нашей делегации обратил внимание на то, что американцы очень сильно выступили в Рио. Такое ощущение, что только они тренировались и готовились, особенно в плавании и легкой атлетике. Как вы думаете, реально ли нам когда-нибудь догнать сборную США?

Могу сказать, что мы и сейчас не слабее американцев. Просто силы были не равны, вот и все. А в плане результатов мы нисколько не уступаем Штатам. Просто в Рио нас было намного меньше.

- Как вам далось решение о завершении карьеры? Настолько оно было сложным?

Давно решила, что Игры в Рио будут для меня заключительными. Уходить нужно вовремя. Я и раньше говорила об этом со спокойной душой и давно морально подготовила себя к тому, что профессиональный спорт для меня в Рио закончится. Единственное, что пошло не по плану, - я должна была заявить о завершении карьеры после моей церемонии награждения.

- После того как вас лишили возможности выступить в Рио, не появлялось мысли о том, чтобы поехать еще на одну Олимпиаду?

Я хотела закончить после завоевания еще одной медали. Количество пройденных Олимпиад для меня не самоцель. Просто чувствовала, что в Рио действительно могу побороться за золото. Как будет к следующей Олимпиаде - одному богу известно. В принципе ничего невозможного нет. Например, испанка Рут Бейтиа сейчас выиграла золото в прыжках в высоту в 37 лет. Но это потому, что наших девочек не было - молодой Марии Кучиной. Тем не менее, оказывается, и в 37 лет можно побеждать на Играх. Впрочем, переносить на себя эту ситуацию не хочу, поскольку я заявила о завершении карьеры и сейчас намерена сконцентрироваться на другой работе. И вообще - моя жизнь поменялась. А как сложится ближе к Токио-2020, время покажет. Не буду говорить однозначное "нет", но и обещать ничего не стану.

- Но какую-то долю вероятности оставляете?

Нет, давайте закроем эту дверь. Если позже будет необходимость, я ее снова открою. Вдруг звезды сложатся лучше, чем в Бразилии, тогда все возможно!

ПРОБЛЕМУ ДОПИНГА В РОССИИ РАЗДУЛИ

- Вам удалось увидеться в Рио с главой Международной федерации легкой атлетики ?

Нет, на стадион я не ходила. А на тех мероприятиях, на которых была, его не видела.

- Как вы представляете себе ваше дальнейшее сотрудничество после его поступков?

Если возглавлю нашу федерацию, то, конечно, отброшу личные эмоции. Я же буду представлять не себя, а всю Россию. Буду заинтересована в том, чтобы легкоатлетов вернули на международные соревнования. Если придется идти на диалог, буду вести себя дипломатично, в рамках работы.

Есть ли у вас опасения, что ситуация вокруг допинга еще не закончилась? Сейчас ходят разговоры о том, что будет вторая часть доклада Макларена. Каковы наши перспективы относительно ближайшей зимней Олимпиады?

Считала, что главной целью было не допустить в Рио Всероссийскую федерацию легкой атлетики. Цель достигнута, и дальнейшая борьба бессмысленна. Думаю, наше руководство примет меры по защите спортсменов и, прежде всего, наших паралимпийцев, чтобы они смогли выступить на Паралимпиаде в Рио и не страдали так же, как мы - легкоатлеты. Зимники, уверена, имея перед глазами пример нашей дисквалификации, поймут, что это не шутки, и станут действовать так, чтобы избежать подобной ситуации.

- Проблема допинга действительно настолько велика в России?

Проблема допинга в России существует, но она не столь велика, как ее раздули. Она существует во всем мире, и все об этом знают. В свете последних политических событий давление через спорт оказалось самым эффективным. С одной стороны, это хорошо, потому что наши руководители теперь поняли, где у нас слабое место. Будут предприняты меры для того, чтобы профессиональные спортсмены были защищены. Защищая себя и честь страны, мы оказались важными фигурами в этой ситуации.

Я ЧЕСТНА ПЕРЕД СОБОЙ

Вы говорили, что не простите тех, кто не пустил вас в Рио, а потом изменили мнение. Что заставило вас поменять точку зрения?

Когда я прилетела в Рио, мне было тяжело, но в этом визите была необходимость, чтобы иметь возможность избрания в комиссию МОК. Преобладали эмоции прежде всего. Но когда провела здесь неделю и поговорила с определенными людьми, поразмыслила и поняла, что я - не Господь Бог и не судья. Я простила людей, но не их поступки. Не знаю, что им нужно делать: извиняться или что-то еще, потому что я не хочу нести на себе этот груз войны и непонятной борьбы. Я честна перед собой, и это главное.

- В 2015 году вы стали майором, получили погоны. Как это произошло?

Тогда я объявила о том, что хочу попробовать готовиться к Играм в Рио. Мое решение возобновить спортивную карьеру совпало с возвращением в ЦСКА. Мы начали расти вместе, по-новому. ЦСКА и раньше существовал, но затем на долгое время наступило какое-то забвение. А с приходом нового начальника - Михаила Николаевича Барышева - ЦСКА процветает. На сегодняшний день почти все лучшие спортсмены страны являются членами нашего клуба, мне, конечно же, приятно быть его частью и оставаться полезной для армейцев. У ЦСКА огромное количество проектов, планов, уже создана "Юнармия" - теперь у нас появились и малыши. И очень приятно быть достойным примером для подрастающего поколения. А еще замечательно, что у нас такой сильный, мощный руководитель. При этом он очень дружелюбный. Ему удалось объединить всех нас, спортсменов, в клубе. Раньше такого не было.

По-моему, половина наших золотых медалей в Рио - 10 из 19 - как раз завоеваны спортсменами ЦСКА. Вас и в Бразилии сопровождали сотрудники клуба?

Да, сопровождали и помогали. Я вообще не нахожусь ни дня без присмотра ЦСКА! И чувствую себя очень уверенно, комфортно. В любой момент можно позвонить, работники и начальники всегда на связи, в любой момент ответят, помогут и предпримут меры. Это замечательно! Безумно рада, что в России есть общество, которое процветает ежедневно и ежеминутно. Дай бог, чтобы у нас в клубе было как можно больше олимпийских чемпионов и достойных людей. А нашему начальнику желаю как можно больше терпения! Да и всем нам. Мы тоже не подарки.

ЛЮБОЙ НАШ СПОРТСМЕН, ЗАВОЕВАВШИЙ МЕДАЛЬ, - ГЕРОЙ

- Понятно, что все победы чрезвычайно ценны. Но у вас есть какой-то рейтинг героев и медалистов Рио?

Естественно, это девочки-гандболистки. Многие из них родом из Волгограда, мы вместе с ними росли, тренировались в одном манеже. Это была просто фантастическая победа! И необычайно сложная - мы же смотрели их матчи. С Норвегией шли нога в ногу, но все-таки выиграли. Просто бойцы, красотки, настоящие героини! Я читала в одном из интервью, что золота в женском гандболе у нас не было 36 лет. Так что это триумф девочек и, конечно же, тренера, к которому он так долго шел. Дай бог здоровья, и покрепче. Пусть его голосовые связки только укрепляются с каждым днем. На самом деле, каким бы строгим и требовательным он ни казался на арене, уверена, что за пределами площадки он замечательный человек. И девчатам повезло с таким наставником. Собственно, результаты мы видели.

Конечно же, хочется отметить и девочек-ватерполисток, которые завоевали бронзу в тяжелейшей борьбе. Просто вырвали медаль! Это было очень приятно. Смотрела финальную схватку . Для меня это был некий опыт, поскольку от начала до конца борьбу никогда прежде не видела, в Рио удалось впервые. Захватывающий вид спорта, до последней секунды нельзя расслабляться. К сожалению, Наталья немножко уступила свой шанс. Ну, ничего - как я ей уже сказала, она все равно победила, потому что любой российский спортсмен, завоевавший медаль, - уже герой. Ведь приходилось бороться не только в секторе, но и за его пределами до начала Игр. Морально и психологически все были истощены куда больше, чем атлеты из других стран.

Художественная гимнастика, синхронное плавание - это вообще без комментариев. Полное превосходство, на голову выше соперниц! Девочки выходят на арену, и всем сразу понятно, кто вышел. Естественно, приятно, что наша школа существует уже десятилетиями, что у нас куют чемпионов, каждую Олимпиаду у нас золотые медали. Девочки поразили пластикой и сложностью элементов. Я не специалист, но могу сравнить наши выступления с другими - а ведь все познается в сравнении.

Смотрели парней-волейболистов, сильно переживали за них. Очень жалко! С трибуны наблюдали за полуфиналом против Бразилии. Наши парни здорово играли, но даже самые сильные могли сломаться при такой мощной поддержке не в твою сторону. Нас, россиян, в Рио встретили тепло, бразильцы хорошо относятся к нашей стране и жителям. Но вот если ты встречаешься с местной сборной, то пощады уже ждать не стоит. Это были футбольные болельщики на трибунах, только в волейбольном зале! Мы сидели, кричали как могли, но публику, чтобы она болела за Россию, завести никак не могли. Но все равно наши мужчины - бойцы. В этот раз немного не получилось, значит, получится в Токио-2020.

В борьбе у нас два золота у мужчин. Но мы это не видели. Говорим о том, что смотрели сами. Замечательные результаты в спортивной гимнастике. В борьбе, конечно, было несколько неожиданных поражений. должен был выиграть. Хотя здесь нельзя употреблять слово "должен". Уверена, что каждый спортсмен выходил в сектор и боролся за золото. Билял очень хотел защитить титул олимпийского чемпиона. А это всегда сложно, так как от тебя ждут нового триумфа.

- Когда вы выступали в ранге чемпионки, тоже это на себе прочувствовали?

Чувствовала, но старалась на этом не зацикливаться. Не нужно думать о том, что ты кому-то что-то должен. Ты никому ничего не должен. Вышел - борись, прыгай, бегай. Прежде всего ты это делаешь для себя. Выступать против своей воли очень сложно. Хочу от всего сердца поздравить наших чемпионов! Было очень приятно сидеть на трибуне и болеть за них.

- Как относитесь к ситуации вокруг президента Федерации спортивной борьбы России ?

Мне сложно что-то комментировать. Я слышала об этом не из первых уст. Пока не готова что-либо сказать, нужно получить более конкретную информацию.

КАКОЙ-ТО ДЯДЯ ПРИХОДИТ И ГОВОРИТ: "ТЕБЕ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ"

- Бесконечные суды, поездки в CAS, борьба за свое имя... В какой-то момент сложилось мнение, что именно вы олицетворение всей России. Вы сильная, красивая, но вам не позволяют сделать ваше любимое дело. Ощущали, что символизируете всю страну?

Какой-то своей особой роли в этой истории не чувствовала. Зато ощущала мощнейшую поддержку болельщиков, простых людей. Ведь человеку запрещают делать свою любимую работу, которую он хорошо выполняет. Какой-то дядя приходит и говорит: тебя нельзя работать, потому что твои коллеги непорядочные. Хорошо, даже если они непорядочные, ты-то тут при чем? Ты-то нормальный. Какие могут быть претензии? На основании чего тебя банят?! Это же вопиющая несправедливость! Мы все понимали, сплотились, но, к сожалению, повлиять ни на что не смогли… Благодарю еще раз за поддержку, одной мне было бы гораздо сложнее все пережить.

Как вы думаете, почему американская пловчиха не поздравила с медалью? Это результат американской пропаганды?

Это прежде всего невоспитанность. Все же прекрасно знают, что существуют олимпийские принципы, правила честной игры. Спорт должен быть вне политики. Спортсменам всегда нужно оставаться нейтральными. Ее поступок - это отсутствие должного воспитания. Вот и все.

- Какие ваши ближайшие планы? Чем собираетесь заниматься после Олимпиады?

В начале ноября состоится первая сессия МОК. К ней нужно будет хорошо подготовиться, чтобы высказать свою точку зрения по всем пунктам. Чем еще буду заниматься? У меня есть благотворительный фонд. 24 сентября мы проведем благотворительный красочный забег на пять километров. На каждом километре будем обсыпать участников красками. Возможно, некоторые новоиспеченные олимпийские чемпионы прилетят в Волгоград, и мы вместе пробежим эту веселую дистанцию. Все собранные от забега средства пойдут на строительство детской площадки. Нас ждет замечательное позитивное спортивное мероприятие. В общем, продолжаем развивать массовый спорт не только в Волгограде, но и во всей стране. Всех приглашаю пробежаться, у вас появится возможность познакомиться с нашими спортивными звездами поближе.

"СЭ" благодарит советника начальника ЦСКА по работе со СМИ Екатерину Агафонову за помощь в организации этого интервью и высокопрофессиональную работу с медиа на протяжении всей Олимпиады.

– На этой неделе на чемпионате России по легкой атлетике вы взяли высоту 4,90 м; это лучший результат сезона в мире. Вы могли бы претендовать на олимпийское золото в августе, но Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) отстранила от стартов в Рио-де-Жанейро всю российскую команду, в том числе и вас. Как вы справляетесь с такой ситуацией?

– Меня переполняют эмоции, положительные и отрицательные. Я безумно рада своему результату, я доказала, что Елена Исинбаева – номер один в мировой легкой атлетике. Но вместе с тем он показывает, насколько несправедливо все, что сейчас происходит в нашем виде спорта. Я оказалась втянутой во все эти скандалы. В Рио я планировала закончить свою карьеру; теперь, возможно, меня оставят без яркого завершения. Это ужасная мысль.

– Российские легкоатлеты из-за вереницы допинговых скандалов отстранены от участия в международных соревнованиях с осени 2015 года.

– После моей победы на ЧМ 2013 года в Москве я родила дочь. Спустя год я вернулась к тренировкам. Я начала интенсивно работать. И тут нас дисквалифицируют. Понимаете, я заработала свою репутацию упорным трудом, дважды становилась олимпийской чемпионкой. И вдруг формируется всеобщее мнение: все русские пользуются допингом. Дисквалификация нанесла мне колоссальный урон. В том числе и материальный, ведь атлеты получают спонсорские контракты, только когда выступают на соревнованиях.

– ИААФ говорит сегодня о глубоко укоренившейся культуре допинга в рядах российских атлетов. Справедливо?

– Легкая атлетика – это индивидуальный вид спорта. Если бы такая дискуссия касалась какого-то командного вида спорта, где два десятка игроков тренируются вместе, питаются вместе, ездят на одном автобусе, живут в одном отеле, такая постановка вопроса была бы оправданной: может, за этим стоит система? Но легкоатлеты – это совершенно разные люди. Я живу в Волгограде, кто-то еще – в Санкт-Петербурге или Новосибирске. Мы видимся раз в четыре года на Олимпиаде, я знать не знаю половины сборной.

– Что вы хотите этим сказать?

– Мы совершенно не зависим друг от друга, у нас каждый сам за себя, мой тренер и я принимаем решения автономно. Никто не может ни навязать нам какую-либо систему тренировок, ни заставить нас употреблять допинг. Если кто-то в нашем виде спорта принимает запрещенные вещества, это всегда исключительно индивидуальное решение.

– Вы преуменьшаете масштабы проблемы. Еще в 2015 году Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало отчет, в котором сообщалось о систематическом употреблении допинга российскими легкоатлетами.

– Повторяю: в России не существует системы допинга. Это говорю вам я. Если другие тренеры и атлеты решаются нарушить антидопинговые правила, то они должны понести за это ответственность. Я же здесь ни при чем.

– Как вы предлагаете бороться с допинговой проблемой в России?

– ВАДА должно найти лучший и более эффективный способ выявления нарушителей. И тогда уже пусть Международная федерация дисквалифицирует этих обманщиков, что будет наилучшим уроком для всех, кто уповает на допинг. Но ни в коем случае нельзя ставить меня в один ряд с нечестными спортсменами. Я не стану мириться с таким коллективным наказанием.

– Что вы намерены предпринять?

– Я обращусь в Спортивный арбитражный суд и буду там добиваться права стартовать в Рио. Если он признает за мной такое право, я с этим решением пойду в ИААФ. И тогда им придется это принять.

– До начала Олимпиады в Рио-де-Жанейро остается всего шесть недель. Вы успеете?

– Мне об этом судить трудно. Скажу одно: меня заверили, что, поскольку это Олимпиада, поскольку это случай из ряда вон, возможно, такие иски будут рассматриваться в ускоренном режиме.

– Во вторник МОК объявил, что российские атлеты, которые проходят допинговые тесты за пределами собственной страны, возможно, все же смогут стартовать в Рио.

– Это меня немного приободрило. На прошлой неделе я оценивала свои шансы поехать на Олимпиаду как один к ста. Сегодня я бы сказала, что это уже пять процентов.

— Елена, какие эмоции испытываете спустя четверть часа после триумфа в «Лужниках»?
— Невероятные. Просто нет слов! Выиграть золотую медаль на домашнем чемпионате мира при такой нереальной поддержке трибун... Эмоции переполняют меня. Эта победа одна из самых дорогих для меня.

— Болельщикам удалось зарядить вас на победу?
— Естественно. Но не только меня, но и всю мою команду, личного тренера Евгения Трофимова, семью. Только они знают, как я долго шла к этой победе. Это был долгий путь к золоту — с Олимпийских игр в Пекине. Я давно не выигрывала ничего официального, теперь я прервала эту череду неудач.

— Насколько велика заслуга Трофимова в сегодняшнем успехе?
— Огромна. Ее сложно переоценить. Без преувеличения, он гениальный тренер. Ему удалось воскресить меня!

— Сложилось впечатление, что начало финальных соревнований у вас не задалось?
— Согласна, натужно все как-то получалось. Наверное, потому что в этом сезоне у меня было всего три старта.

Кроме того, меня беспокоили старые болячки. Необходимо было постоянно разогреваться в секторе, чтобы травмы не обострились. Да и шесты взяла сегодня слишком жесткие, до этого не прыгала на них вообще. Приходилось искать подходящий уже во время соревнований (улыбается ).

— А что скажете о решающем прыжке на 4,89?
— Он вышел таким, каким и должен был быть — правильным, легким, спокойным, с запасом.

— Попытка взять 5,07 - это авантюра?
— Нет, отнюдь. Всерьез настраивалась на мировой рекорд. Вносила коррективы после советов , старалась сделать все по науке. Я поймала кураж. Чувствовала, что могу взять эту высоту, да и результаты тестов перед первенством говорили о том, что я сейчас нахожусь в той же форме, что и в 2004-м, когда еще была совсем молодой девчонкой.

— То есть вы изначально предполагали, что, в случае золотой медали, будете штурмовать рекорд?
— Да, естественно.

— Каково это вообще — прыгать в ранге чемпионки, растратив кучу эмоций?
- Абсолютно нормально. Когда ты готов, то ничего не страшно. Тем более с такой невероятной зрительской поддержкой!

— Вы оказались не по зубам соперницам…
- Борьба была упорной. Сильва воскресла после двух неудачных попыток на 4,65 и явно намеревалась вмешаться в наши разборки с Сур. Когда Дженнифер взяла 4,82, то я поняла, что нужно сосредоточиться, потому что многое решится на 4,89. Необходимо было перелетать планку на этой высоте с первой попытки. Была уверена, что при подобном раскладе это принесет мне золотую медаль.

— И предчувствия вас не подвели…
- Да, потому что девочки не взлетали так высоко в этом сезоне, а я на тренировках уже улетала за 4,90 не раз.

— Вы неоднократно заявляли, что победа в Москве для вас является чем-то особенным, даже после двух золотых медалей на Олимпийских играх. Почему?
- Потому что я действительно планирую завершить карьеру.

— То есть все-таки решили уйти из спорта?
- Не то чтобы ухожу...

Хочу родить ребенка. Что будет потом - посмотрим. Будут силы вернуться - значит, вернусь. Причем буду готовить себя не к чемпионату мира в Пекине-2015 (я просто к ним не успею прийти в форму), а целенаправленно к Рио-де-Жанейро.

— Отныне дела семейные вышли на первый план?
- Без сомнений и без остатка (улыбается ).

— Что хотите сказать поклонникам перед тем, как исчезнуть из сектора на время или навсегда?
- Дорогие мои, все те, кто верил в меня, желал удачи на протяжении долгого времени, искренне за меня молился, спасибо вам всем огромное! Эта победа не только моя, эта победа наша общая. Одна бы я ничего не смогла. Ваша любовь придавала мне силы. Спасибо!

На чемпионате мира по легкой атлетике-2013 в медальном зачете Россия занимает второе место. У наших спортсменов шесть подиумов (три золота, серебро и две бронзы).

«Газета.Ru» вела текстовую четвертого дня чемпионата мира.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на чемпионата мира по легкой атлетике 2013.